Русская история ожила в музыке композиторов 20 века: актёр Дмитрий Назаров выступил с Новосибирским академическим оркестром

27 ноября 2017, 12:29
24 и 25 ноября на сцене Дома Учёных Академгородка и в Государственном концертном зале прозвучала музыка русских композиторов ХХ века: Родиона Щедрина, Альфреда Шнитке и Сергея Прокофьева. Вместе с Новосибирским академическим симфоническим оркестром (художественный руководитель и главный дирижёр – Томас Зандерлинг) и Новосибирской хоровой капеллой (художественный руководитель и главный дирижёр – Народный артист России Игорь Юдин) выступили оперные певцы Полина Шамаева (меццо-сопрано) и Сергей Плюснин (баритон). Также, в роли чтеца в оратории «Иван Грозный», публика увидела на сцене известного актёра театра и кино, Народного артиста России Дмитрия Назарова.

- Я напитываюсь этой музыкой. Я это очень люблю, когда находишься внутри оркестра. И тебе всё переполняет! Особенно, когда дирижёр понимающий, когда оркестр такой прекрасный. И когда это tutti звучит! – поделился артист своими впечатлениями от репетиций с новосибирским оркестром.

На встрече с журналистами Дмитрий Назаров отметил, что с гастролями бывал в Новосибирске неоднократно. Но с Академическим симфоническим оркестром филармонии сотрудничает впервые.

- Обычно, с другими коллективами, это происходит у меня в формате сказок. Мы в течение нескольких лет в Московской филармонии проводим такие концерты. И дальше уже по городам их показываем, где есть оркестры. Надеюсь, что и в Новосибирск тоже когда-нибудь приеду с этой программой. Сказки отличаются от того над чем мы сегодня работаем, возможностью по-доброму хулиганить. На этом материале не похулиганишь, уж больно тема суровая, тяжёлая и очень спорная, — сказал Дмитрий Назаров об оратории «Иван Грозный».

Ораторию Сергея Прокофьева «Иван Грозный» музыканты исполнят под руководством испанского дирижёра Сесара Альвареза, который, к тому же, принимает активное участие в организации гастролей коллектива в Испании в январе 2018 года.

Оратория Сергея Сергеевича Прокофьева «Иван Грозный» – грандиозное сочинение для чтеца, двух солистов, хора и оркестра. Музыка была написана к одноимённому кинофильму Сергея Эйзенштейна. И получила известность, как самостоятельное произведение, в том числе в нескольких исполнительских редакциях, сделанных другими композиторами: в 1962 году композитор и дирижёр Абрам Стасевич составил из музыки Прокофьева ораторию «Иван Грозный».

- Прокофьев, конечно, не писал кантату или ораторию. Он написал музыку для фильма Сергея Эйзенштейна и остановился. Есть несколько вариантов оркестровки этого произведения. Для меня самая корректная – это та, которую сделал Стасевич еще при жизни Прокофьева, - прокомментировал выбор оркестровки дирижёр.

Композитор Михаил Чулаки создал на музыку Прокофьева одноимённый балет с либретто Юрия Григоровича. «Иван Грозный» исполняется как в виде оратории и балета, так и в полном варианте.

Также в концертах 24 и 25 ноября прозвучали «Озорные частушки» Родиона Щедрина (1963 год), итог первого десятилетия творчества композитора. Тогда же были написаны Первая симфония, пьесы для фортепиано, Камерная сюита, «Бюрократиада» (курортная кантата), музыка к фильму «Высота» с необыкновенно популярной песней «Не кочегары мы, не плотники». Особенный интерес молодой композитор проявлял к «народным» жанрам, в частности, к частушкам. Концерт для оркестра «Озорные частушки» завершает это направление в творчестве Щедрина.

В авторской аннотации композитор писал: «В «Озорных частушках», задуманных как виртуозное оркестровое сочинение, затрагивается лишь одна из сфер частушки – плясовая и шуточная, а виртуозность и концертность заложены, на мой взгляд, в самой природе частушек такого рода».

По своему строению концерт представляет собою свободные вариации на множество народных частушечных тем. Сам композитор указывает число 70.

А отрыла концерт «Гоголь-сюита» Альфреда Шнитке. В основе этого произведения музыка, которую композитор написал к спектаклю, поставленном в 70-х годах прошлого века Юрием Любимовым в Театре на Таганке (по произведению  Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).

Что такое «ревизская сказка»? Это документ 18-19 вв. - список населения каждой губернии, с указанием имён, отчеств, фамилий, возрастов всех жителей, то есть перепись, ревизия  населения. Цель ревизии – подушное налогообложение. Во имя ухода от налогов совершались, как сейчас бы сказали, различные правонарушения. Произведение Гоголя основано на реальном историческом факте.   

Сюита А. Шнитке под названием «Гоголь-сюита» состоит из восьми частей. Главным действующим лицом спектакля «Ревизская сказка» стал сам Николай Васильевич Гоголь. Остальные герои – это персонажи произведений писателя: Павел Иванович Чичиков, Аксентий Иванович Поприщин, Андрей Петрович Чертков, Акакий Акакиевич Башмачкин, испанский король Фердинанд VIII, безымянный чиновник-балетоман, тело которого находится за департаментским столом, а душа – в театре. 


Партнеры

ВТБ24
Кинотеатр "Победа"
Медицинский центр «Блеск»
Группа компаний "Новоконстрой"
Чашка кофе
Балкан гриль
Московская биржа
Favorit cheese
Формажжио
Рестораны Дениса Иванова-1
Amour (цветочный магазин)
Прима линия
Хилтон Новосибирск
Клиника Елены Соловьёвой
Шашлыкофф
Дудник
Communications advertising group
Парадиз
фастар
AZIMUT Отель Сибирь
Аэродром «Мочище»
ОАО «Синар»
Альянс Франсез
ООО «ЗапСибИнтернешнл»
Ресторанный комплекс Bierhof
ООО «Байт»
Компания «Дизайнмастер»
Группа компаний Автомир
Ресторация Город N
Реклама онлайн

Информационные партнеры

Музыкальное обозрение
Музыкальный журнал
Музыкальная жизнь
Музыкальный клондайк
СТС-МИР
Ретро фм
Тайга
Сибкрай
ОТС
Академия новостей
Афиша Новосибирска
Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
журнал LEADERS TODAY
Новая Сибирь
Статус журнал
Аргументы и факты