Денис Мацуев: «Кац был для меня близким человеком»

13 ноября 2009
Ровно через две недели, 27 ноября, в Новосибирском театре оперы и балета состоится концерт «нового Горовица» Дениса Мацуева. Солист Московской филармонии, которого музыкальный мир сразу и безоговорочно признал после триумфальной победы на XI Международном конкурсе имени Чайковского в 1998 году, по-прежнему считает себя сибиряком и очень по-домашнему относится к Новосибирскому академическому симфоническому оркестру. Об этом Денис Мацуев рассказал нашему корреспонденту по телефону. — При вашем гастрольном графике приятно и удивительно, что вы каждый год находите время для концертов в Сибири… — Я действительно много езжу. Вот и в этом году у меня запланированы концерты и в Европе, и в Америке, и в Японии… Но каждый год месяца два я посвящаю гастролям по России. Это всегда большое турне: выступаю в сибирских, уральских, приволжских, дальневосточных городах и, конечно, в Москве. Мне по душе такая традиция, потому что я люблю российскую публику, я на ней вырос. Успех в России не бывает быстрым, за год–два не справиться. Русскую публику очень трудно вот так, наскоком завоевать. За 15 лет активной концертной деятельности я объездил страну вдоль и поперек и отдаю себе отчет, что на пути к успеху нужно очень много работать, много ездить. Часто за копейки, иногда в ужасных условиях — просто делать свое дело. — Но вы не жалеете это время, которое можно было бы потратить на европейскую или японскую публику? — Конечно, нет! Понимаете, на наших сценах царит неповторимая атмосфера. Только здесь можно получить особое ощущение, окунуться в особую ауру. Наверное, все дело во внутреннем состоянии публики. Меня каждый концерт на родине оживляет — я это называю сценотерапией. Получаю огромное удовольствие от контакта со своей публикой, в каком бы состоянии я ни прилетал в очередной российский город. Обычно российское турне включает не меньше 20 городов, и с каждым годом география моих местных гастролей расширяется. На гастролях выступление часто выпадает на день тяжелого перелета, с большим сдвигом часовых поясов. Но сцена лечит. Вот и в этот раз перед тем, как попасть в Новосибирск, мне предстоит сложный вояж: сначала у меня запланирован концерт в Париже, потом в Москве, следом я лечу к вам, а через полтора дня уже играю с Гергиевым в Токио. — Неужели с такими перемещениями реально одинаково глубоко погружаться в музыку, отдавать публике всего себя? Или вы все же ранжируете программу по сложности в зависимости от тяжести дороги? — Я бы не сказал, что у меня есть такая программа, которую можно было бы назвать простой. Наоборот, я люблю серьезные нагрузки: жить в напряжении интереснее. Специально строю себе такой график. Я ведь не жалуюсь, напротив — в этом и есть драйв настоящего артиста! — Что для вас значит выступление в Новосибирске? — Это близкий мне город, и я часто в нем бываю. Сибирь — моя родина. А сибиряк, говорят, — это национальность, ее ни на что не променяешь. (Смеется.) На мой взгляд, этот новосибирский концерт будет особенным. Я ведь давно у вас не играл с оркестром, последний раз — еще при жизни маэстро Каца. Он был для меня очень близким человеком. Именно он в финале конкурса имени Чайковского дирижировал оркестром, с которым я выступал. И с тех пор мы каждый год играли в Новосибирске. — А свой самый первый новосибирский концерт помните? — Конечно. Это было лет 10 назад. Дирижировал маэстро Кац, я играл Чайковского… Что же я еще мог играть, впервые приехав в город?! — У вас и в будущем на Новосибирск виды: помимо сольных концертов, здесь пройдет «заседание» вашего фестиваля «Крещендо»… — Действительно, у меня много планов, связанных с вашим городом. Мой фестиваль молодого поколения музыкантов «Крещендо» пройдет в Новосибирске в 2011 году. И я планирую задействовать и филармонический оркестр, и Театр оперы и балета. Наш фестиваль кочевой, каждый раз мы проводим его в новом городе, чтобы лучше узнать музыкантов и больше нового показать публике. Новосибирск всегда значился в нашем коротком списке как город с мощной консерваторией, с отличным оркестром. Просто мы немножко задержались. Фестиваль уже гостил в Екатеринбурге, Калининграде, Пскове. С Темиркановым мы отмечали столетие Дягилевских сезонов в Париже. В этом году проведем «Крещендо» в Нью-Йорке, а в следующем отправимся в Лондон. Новосибирск с запозданием, но все же появится на нашей фестивальной карте! Знаете, самое главное — поддержать оркестр. При Арнольде Михайловиче он стал одним из лучших оркестров России, а то и Европы! Сейчас оркестром руководит Гинтарас Ринкявичус — прекрасный профессионал и приятный человек. — Как вы оцениваете роль и значение Новосибирского театра оперы и балета для культуры России? — Я люблю Теодора Курензиса, театру повезло с музыкальным руководителем. Но и Курензису, безусловно, очень повезло с театром! — Расскажите о фестивале «Звезды на Байкале». Возможно ли в будущем участие в фестивале сибирских музыкантов? — На этом фестивале побывали все звезды. Гергиев, Темирканов, Башмет, Спиваков, балет Большого театра, Гаранян, Третьяков, Образцова — вот вам самый неполный список статусных участников. Я надеюсь, что в ближайшее время смогу пригласить и новосибирский симфонический оркестр, и, конечно же, музыкантов Новосибирского театра оперы и балета! Антон Велесов

Партнеры

Кинотеатр "Победа"
Медицинский центр «Блеск»
Группа компаний "Новоконстрой"
ВТБ24
Чашка кофе
Балкан гриль
Московская биржа
Favorit cheese
Формажжио
Рестораны Дениса Иванова-1
Amour (цветочный магазин)
Прима линия
Хилтон Новосибирск
Клиника Елены Соловьёвой
Шашлыкофф
Дудник
Communications advertising group
Парадиз
AZIMUT Отель Сибирь
Аэродром «Мочище»
ОАО «Синар»
Альянс Франсез
ООО «ЗапСибИнтернешнл»
Ресторанный комплекс Bierhof
ООО «Байт»
Компания «Дизайнмастер»
Ресторация Город N
Реклама онлайн

Информационные партнеры

Музыкальное обозрение
Музыкальный журнал
Музыкальная жизнь
Музыкальный клондайк
СТС-МИР
Ретро фм
Тайга
Сибкрай
ОТС
Академия новостей
Афиша Новосибирска
Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
СТИЛЬ журнал
Новая Сибирь
Статус журнал
Аргументы и факты