«Дорогой длинною…»

3 мая 2007
27 апреля в большом зале филармонии состоялся юбилейный — посвященный 80–летию коллектива — концерт Русского академического оркестра под управлением народного артиста России профессора Владимира ГУСЕВА. Концерт этот был удивительным — не только по силе эмоционального воздействия на слушателей, что проистекало из его качества: он был изысканным в выборе произведений для праздничной программы; восхищал слаженностью и одухотворенностью звучания, то есть мастерством и талантом одновременно всех и каждого из артистов оркестра, виртуозностью и вдохновением солистов. И особенно — невероятной свободой, можно сказать, гениальной полётностью — в сотворчестве с музыкантами-звёздами — лауреатами и знаменитостями — других жанров. Например, с Владимиром Толкачевым, исполнившим «Гимн любви» — своеобразные лирико–драматические «песнопения» композитора Беляева для саксофона с оркестром. С пианисткой Марией Ручиной (классическая, но всегда рождающаяся «здесь и сейчас» «Рапсодия в стиле блюз» Гершвина). С вокальным ансамблем Павла Шаромова. Причем казалось, буквально «таявший» на глазах в первом отделении в выражении тончайших оттенков любовной элегии (оркестровая версия романса «Отцвели уж давно хризантемы в саду») солист Андрей Гуревич здесь, с шаромовцами, предстал настоящим виртуозом–клавишником — именно так звучала в джазовой пьесе Жобима его балалайка.

Огромным был и диапазон, заданный оркестру певцами: от предельного трагизма «Адажио» Альбинони в исполнении новосибирской оперной примы Татьяны Ворожцовой до оптимистичнейшего рахманиновского опуса «Весна идет», исполненного Евгением Поликаниным — солистом столичного театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. И это только та часть программы, которой дирижировал Владимир Поликарпович Гусев — на протяжении более чем трех десятилетий «пламенный мотор» уникального коллектива, созидатель и хранитель всего этого творческого великолепия!.. Не меньше восторгов публики вызвал оркестр-юбиляр, когда за пульт становились: молодой Рустам Дильмухаметов, именитые его коллеги из Москвы и Барнаула — дирижеры Эдвард Маковский и Олег Бураков, и звучала классика, народная музыка, произведения сибирских композиторов (в том числе необыкновенно красивая первая часть «Осенней симфонии» Аскольда Мурова), а также пьесы из сюиты Валерия Гаврилина «Провинциальный бенефис»…

Но поскольку концерт был праздничным, юбилейным, признательность музыкантам в этот вечер выражалась не только аплодисментами. Были поздравления и подарки. Почетные грамоты обладминистрации и облсовета, благодарность Министерства культуры, полтора миллиона рублей на инструменты от губернатора, миллион — от мэрии. Один из подарков, лично Гусеву, — книга прославленного дирижера, художественного руководителя Большого симфонического оркестра им. Чайковского Владимира Федосеева «Репетиция оркестра по Федосееву» с надписью: «С теплотой в душе вспоминаю годы, когда приезжал в Новосибирск и дирижировал, когда сотрудничали два оркестра… Ваш коллектив может служить примером для России: как нужно в неблагополучные годы выжить, сохранить свое лицо и подняться на ступень выше в своем творчестве!..»

В режиме «выживания», к сожалению, Русский академический оркестр просуществовал больше десяти лет, вплоть до весны 2005-го, когда стал филармоническим коллективом.

Рожденный в 20-е годы одновременно с сибирским радиовещанием и именовавшийся его «родным дитя» — «оркестром Новосибирского радио», потом — «оркестром телевидения и радио» в перестроечные годы вместе со своими московскими коллегами (а на Всесоюзном телевидении и радио было восемь музыкальных коллективов — осталось три) он в конце концов был выведен из структуры ВГТРК, то есть лишался финансирования и эфира. Отпускался, можно сказать, на «вольные хлеба», что, по сути, означало более или менее медленное умирание уникального коллектива. Одного из трех-четырех подобного уровня в России…

Но оркестр выжил. Гусев, а вместе с ним коллектив использовали любую возможность, чтобы работать и «звучать». В недолго просуществовавшем (пока местная власть могла его финансировать) местном эфире телеканала «Культура», в гастрольных поездках по области с юными солистами на «деньги образования». Готовили по 2—3 программы в месяц. «Одолжившись» у спонсоров, приглашали именитых солистов, побывали на гастролях в Красноярске, Чите, Улан-Удэ. Отремонтировали своими руками студию, чтобы превратить ее в концертный зал для «живых» публичных концертов. Потом, когда начались «заминки» по поводу функционирования такого зала со стороны пожарников, выступали в концертном зале оперного театра, Дворце культуры имени Горького и филармонии… Залы были полны: высочайшего класса музыкантам не надо было завоевывать публику — она у них не переводилась. На одном из таких концертов выступивший с Русским оркестром Арнольд Михайлович Кац в сердцах бросил в зал: «И такой оркестр угробить хотели?! Не выйдет!..»

Мне вспоминается разговор с Гусевым в один из кризисных моментов. А их, если не считать всю «новейшую» постперестроечную историю оркестра одним большим системным кризисом, было несколько. (Хотя и в самые смутные времена находились люди, понимавшие, что коллектив этот — наше культурное богатство, и ему надо помочь во что бы то ни стало: так по инициативе Ивана Ивановича Индинка был создан фонд «Русский оркестр», с помощью которого удалось приобрести новые ударные инструменты, финансировалась областью та же «Культура»…) Так вот, именно тогда Владимир Поликарпович говорил:

— Почему мы боролись прежде всего за эфир? Потому что не хотелось свешивать лапки. Мы понимали, что будет звучать там вместо национальной музыки — одни и те же «звезды»: поп-звезды, фабрики звезд, аншлаги. Это был не праздный вопрос, не только потому, что мы заинтересованы в этом. В культуре не должно быть таких, как сейчас, «перекосов», и все жанры должны быть представлены в эфире равнозначно. В конце концов — чувство патриотизма, оно тоже должно нам всем диктовать определенную позицию…

И знаете, при всем негативе, мизерных зарплатах коллектив не стоит на месте: мы готовим очень сложные программы, не для концертов — для себя, для роста музыкантов. А они проявляют очень большую творческую активность: многие именно в это труднейшее время начали играть соло с оркестром!

На вопрос, какое лично у него, художественного руководителя и главного дирижера, настроение, отвечал неохотно (Гусев вообще не любит себя выпячивать, чаще употребляет местоимение «мы», то есть коллектив, оркестр, нежели «я»):

— Ситуация такая: я молюсь, чтоб у меня здоровья хватило все это вынести. Потому что «прилетает» отовсюду, в том числе и от своих… Ведь того, кто и так несет ответственность, принято во всем считать виноватым… Но все-таки я с оптимизмом смотрю в будущее.

Весной 2005-го распоряжением губернатора Русский академический оркестр был включен в структуру Новосибирской филармонии и взят на местное финансирование. И хотя «перемена участи» и профиля (из организации «студийно-радийной» в организацию целиком концертную — с графиком выступлений, планом «по зрителю») процесс непростой, как сказал на 80-летии коллектива директор филармонии Александр Назимко: «За время, что мы вместе, вы стали другими, вы стали лучше. Мы — тоже. Когда приняли в филармоническую семью еще один — как и оркестр Каца — академический коллектив. Это повышает и самоуважение, и ответственность всех остальных…»

Сегодня стало очевидным: оптимизм Гусева обрел под собой почву. Русский академический, похоже, наконец обрел стабильный статус, хотелось бы надеяться, мытарства навсегда позади, а впереди только музыка и творчество.

Известно, что идеальное недостижимо. Но в настоящих сложившихся условиях коллектив звучит как один сложный и прекрасный инструмент. При всем том, как сказал на торжестве председатель областного Совета Алексей Беспаликов, что каждый музыкант оркестра — по уровню солист.

…Программа праздничного концерта началась прелестным Андреевским вальсом «Воспоминание». Его исполнили шестнадцать музыкантов — именно таким в 1927 году был первый состав. И завершился раздольно и триумфально, уже всем нынешним составом оркестра, — романсом Фомина «Дорогой длинною». Символично?.. Только пусть эта дорога в дальнейшем будет счастливой и прямой. Ведь Русский академический оркестр на самом деле является драгоценным достоянием нашего сравнительно молодого — в культурном контексте — города. И он действительно уникален. Как сказал в одном из предъюбилейных интервью Гусев: «Для меня самого порой является загадкой, как передаются традиции оркестра. Люди меняются, а все лучшее — в звучании, оно схватывается и остается… Это как легенда, которая развивается и разрастается будто снежный ком — все лучше, лучше и лучше».
Татьяна Шипилова, Советская Сибирь

Партнеры

Группа компаний "Новоконстрой"
ВТБ24
Чашка кофе
Балкан гриль
Московская биржа
Favorit cheese
Формажжио
Рестораны Дениса Иванова-1
Amour (цветочный магазин)
Прима линия
Хилтон Новосибирск
Клиника Елены Соловьёвой
AZIMUT Отель Сибирь
Компания «Восточный двор»
Аэродром «Мочище»
ОАО «Синар»
Альянс Франсез
ООО «ЗапСибИнтернешнл»
Ресторанный комплекс Bierhof
ООО «Байт»
Компания «Дизайнмастер»
Ресторация Город N
Реклама онлайн

Информационные партнеры

Музыкальное обозрение
Музыкальный журнал
Кинотеатр "Победа"
Музыкальная жизнь
Музыкальный клондайк
СТС-МИР
Ретро фм
Тайга
Сибкрай
ОТС
Академия новостей
Афиша Новосибирска
Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
ВС-TV.ru
Аргументы и факты