Экспрессом по планете

23 апреля 2010
Отметив своё 15-летие концертом, билеты на который трудно было купить за месяц до события, хоровой ансамбль «Маркелловы голоса» отправился в большой гастрольный тур. Одна из остановок в путешествии по городам Европы — на «Московском пасхальном фестивале» Валерия Гергиева. По словам Игоря Тюваева, художественного руководителя «Маркелловых голосов», подарка лучше к этапному дню рождения коллектива трудно придумать.

«15 лет… У меня пока это в голове не укладывается», — признаётся Игорь Борисович. Много воды утекло с тех пор, как в здании санэпидемстанции — удивительно, но именно так — прошёл первый концерт хорового ансамбля. Из того состава «Маркелловых голосов» уже никого не осталось. Коллектив постоянно обновляется, оставляя за собой шлейф раскрытых талантов, которые потом успешны и в России, и за рубежом. За эти годы менялся не только состав, но и принципы существования ансамбля. Переломным моментом в этом отношении стало возвращение Игоря Тюваева из Австрии в 2005 году, где ему посчастливилось жить и работать в течение пяти лет. Оттуда он привёз бесценный для музыканта опыт, дружеские контакты, которые обогащают программу выступлений «Маркелловых голосов», а также стремление работать ещё более разнообразно и современно.

Вообще-то коллектив этот изначально создавался для исполнения русской и западноевропейской духовной музыки, акапельной и в сопровождении оркестра. Основа осталась, но помимо этого в репертуаре «Маркелловых голосов» появились и другие жанры: этническая музыка, экспериментальные программы на стыке разных направлений, к примеру, классики и электроники, и даже освоенный жанр хорового театра, в котором каждый солист ансамбля не только поёт, но и исполняет одну из драматических ролей. «Концерты последних пяти лет ознаменованы поиском новых путей развития хорового жанра в Сибири, — объясняет Игорь Тюваев. — С чем связаны наши эксперименты? С проблемой привлечения публики. Практика показывает, что продать билеты на акапельную программу хора, даже такого выдающегося коллектива, как хор Арнольда Шёнберга, с которым я работал в Вене, очень трудно. Чтобы публика пошла, на хоровые концерты пытаются приглашать либо оркестры, либо солистов из-за рубежа. У нас таких возможностей почти нет — финансово мы очень ограничены. Поэтому возникает вопрос, чем привлечь публику. Мы обратились к синтезу, к фьюжну различных жанров и направлений».

Синтез этот породил немало интересных программ. Например, с электронщиками из «Nuclear Losь», с которыми «Маркелловы голоса» феерично выступили на «Живой воде — 2009» (это интереснейшее сотрудничество будет продолжено и в следующем сезоне, обещает Игорь Тюваев). Одна из самых экспериментальных и сложносочинённых программ хорового ансамбля за всю историю существования, на первый взгляд, называется парадоксально — «Бах в Африке». В действительности же в этот синтез-проект заложена глубокая идея — посвящение Альберту Швейцеру, медику по профессии и органисту, который оставил блестящую карьеру в Германии и уехал в центр Африки, чтобы открыть клинику и лечить людей. Там же он написал биографию Баха. На этом неожиданном «перекрёстке» музыки Баха с африканским фольклором той страны, где жил Швейцер, и была построена программа «Маркелловых голосов».

В новом сезоне поклонников новосибирского хорового ансамбля ждёт немало интересного. Игорь Тюваев придумал абонементный цикл концертов, посвящённых разным стихиям. Он будет называться «Разум и чувства». В каждом таком концерте много экспериментальной «начинки»: звуковых эффектов, видеоинсталляций… Помимо тематического абонементного цикла, слушателей ожидает два внеабонементных концерта. Один из них «вернёт России Грузию» — одну из любимейших программ «Маркелловых голосов». «Настолько она востребована у публики — настолько политически сложно было представить её в связи с Саакашвили и подобными политиками из Грузии. Витало: не надо, сейчас не надо. Но тогда и украинскую не надо. И еврейскую не надо. Это бред! — уверен Игорь Борисович. — Одна из моих главнейших задач — вернуть программу, в которой будут Россия и Грузия. И оставить название «Сплетение судеб». Я прожил в Грузии семь лет. И знаю, насколько мы связаны культурно. Порвать это невозможно». Ещё один внеабонементный концерт будет носить совершенно другой характер. «Есть у меня идея в одном концерте объединить мессы всех континентов — кенийскую, латиноамериканскую и другие… Это будет экспресс по планете», — делится планами Игорь Тюваев.

Подготовка этих программ начнётся по возвращению из продолжительного гастрольного тура, который закончится в 20 числах мая. А пока «Маркелловы голоса» ждут на фестивале «Неслышимая музыка» в Германии, где исполняются произведения в атональном жанре. И — на австрийском форуме камерной музыки «Весенние звуки», на котором Россию в своё время представляли Ростропович, Башмет, Спиваков. Не правда ли, совсем неплохо для коллектива, которому всего 15?
Ирина Тимофеева, «Ведомости» № 1056

Партнеры

Группа компаний "Новоконстрой"
ВТБ24
Чашка кофе
Балкан гриль
Московская биржа
Favorit cheese
Формажжио
Рестораны Дениса Иванова-1
Amour (цветочный магазин)
Прима линия
Хилтон Новосибирск
Клиника Елены Соловьёвой
AZIMUT Отель Сибирь
Компания «Восточный двор»
Аэродром «Мочище»
ОАО «Синар»
Альянс Франсез
ООО «ЗапСибИнтернешнл»
Ресторанный комплекс Bierhof
ООО «Байт»
Компания «Дизайнмастер»
Ресторация Город N
Реклама онлайн

Информационные партнеры

Музыкальное обозрение
Музыкальный журнал
Кинотеатр "Победа"
Музыкальная жизнь
Музыкальный клондайк
СТС-МИР
Ретро фм
Тайга
Сибкрай
ОТС
Академия новостей
Афиша Новосибирска
Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
ВС-TV.ru
Аргументы и факты