Фантом филармонии

20 февраля 2014
Мюзикл – порождение американской культуры и экономики – в последние 20-30 лет активно внедряется в художественный контекст европейских стран и все более и более уверенно занимает топовые места в иерархии жанровых предпочтений публики. Лет 15 назад волна мюзикломании захлестнула и Россию. Замелькали на наших сценах кальки бродвейских постановок, осуществленные продюсерскими компаниями, театры музыкальной комедии предпочитают ставить так называемые мюзиклы отечественных композиторов, и часто вполне успешно. Эта волна породила дискуссии, споры, обсуждения на тему, что же такое мюзикл и насколько он органичен и показан не только российской театральной культуре, но и нашей пресловутой ментальности.

Однако, как говорится, собака лает, а караван идет. И сегодня российская публика знает, любит и желает смотреть и слушать мюзиклы. Об этом свидетельствует множество фактов, и в частности одно из последних событий музыкальной жизни Новосибирска. Это совместный концерт «Золотые хиты Бродвея», подготовленный двумя коллективами филармонии: академическим симфоническим оркестром и вокальным ансамблем «Маркелловы голоса», и продирижированный художественным руководителем «Маркелловых голосов» Игорем Тюваевым. Довольно вместительный зал Дворца культуры им. Чкалова, где почему-то проходил концерт, был полон, публика принимала выступления музыкантов темпераментно, и в конце устроила настоящую овацию. Думаю, они и впрямь того заслуживали.

Во-первых, программа представила действительно выдающиеся произведения любимого многими жанра: мы услышали фрагменты из популярнейших и любимых бродвейских мюзиклов Э.Л. Уэббера, Р. Роджерса, Дж. Бока, К.-М. Шонберга, а также познакомились с практически неизвестным у нас сочинением в этом жанре Элтона Джона «Аида», вокальные номера из которого мне показались очень интересными и талантливыми.

Во-вторых, несколько неожиданным было предложенное амплуа большого симфонического оркестра, усиленного электроорганом и дополнительными ударными. Музыкантам пришлось отказаться от высокого академизма и выступить в роли эстрадного оркестра, демонстрировать владение специфической исполнительской манерой, соответствующей жанру. Мне было жаль только, что концерт этот проходил в зале дворца культуры, акустика которого не дала возможности насладиться всей красотой, мощью и колористическим разнообразием большого симфонического оркестра. В специальном концертном зале, который сегодня у новосибирской филармонии есть, этот коллектив мог показать себя более выигрышно в эстрадно-джазовой стилистике.

Наконец, безусловно новую страницу и для себя, и для своей публики открыли «Маркелловы голоса». Этот коллектив всегда радует меломанов разнообразием: то грузинские песни, то негритянский фольклор, то актуальный авангард, то забытое средневековье. Хиты мюзикла неминуемо должны были привлечь этих пытливых музыкантов, и вот время пришло. На мой взгляд, не все номера развернутой, продолжительной концертной программы прозвучали на одинаково высоком уровне с точки зрения точного попадания в особую мюзикловую энергетику, владения специфической манерой вокализации. Однако постепенно артисты разогревались, и во втором отделении уже ни на минуту не позволяли публике выпасть из стихии популярного жанра.

В контрастных номерах – от нежного вальса «Эдельвейс» из «Звуков музыки» до гротескной арии кота-соблазнителя из «Кошек» и зажигательной пляски из «Скрипача на крыше» – проявились яркие актерские и вокальные возможности солистов ансамбля: лирических и романтических Ольги Самойленко, Анны Вараксиной, Светланы Клим, Дмитрия Филатова, а также артистичных, харáктерных Ксении Поцелуенко, Андрея Соколова, Игоря Зенина. Хорошо вписались в программу известный рок-певец Дмитрий Белоглазов, а так же студентки Новосибирского государственного театрального института Дарья Войналович и Ксения Чернова, готовящие себя к карьере артисток музыкального театра. Для девушек это был первый и весьма удачный выход на серьезную профессиональную сцену, во всяком случае, в насыщенном, выразительном вокале и сценической свободе они не уступали опытным профессионалам.

Успех концерта позволяет мне надеяться, что он не превратится в исчезающий «фантом филармонии», а, может быть, продолжит свою творческую жизнь уже на сцене Концертного зала им. А.М. Каца.

Ирина Яськевич, музыковед, www.ksonline.ru

Партнеры

Московская биржа
ВТБ24
Чашка кофе
Формажжио
Балкан гриль
Favorit cheese
Группа компаний "Новоконстрой"
AZIMUT Отель Сибирь
Компания «Восточный двор»
Аэродром «Мочище»
ОАО «Синар»
Альянс Франсез
Бюро №17
ООО «ЗапСибИнтернешнл»
Ресторанный комплекс Bierhof
ООО «Байт»
Компания «Дизайнмастер»
Ресторация Город N
Реклама онлайн

Информационные партнеры

Музыкальное обозрение
Музыкальный журнал
Музыкальная жизнь
Музыкальный клондайк
СТС-МИР
Ретро фм
Тайга
Сибкрай
ОТС
Академия новостей
Афиша Новосибирска
Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
ВС-TV.ru
Аргументы и факты