Filarmonica–квартет подарил нам премьеры квартетов ХХ века

26 октября 2014
В квартете Барбера центром тяжести всегда была медленная часть, Адажио. Она принесла композитору славу, она побила все рекорды по количеству исполнений. И мелодию эту – красивую, меланхоличную, томительную, узнаешь сразу. Но в исполнении квартета мерцали совершенно другие краски – единый поток превратился в переплетения звуковых линий, в нем жили более сдержанные, тонкие, неоднозначные чувства. Так, почти романтический шлягер уступил место импрессионизму и интеллектуальной лирике, и Барбер, поверьте, от этого очень выиграл.

А дальше настало время театра – многокрасочного, изысканного, разнообразного. Первый струнный квартет Бриттена вызывал ассоциации с Шекспиром, но то были не сумрачные трагедии, а легкие сияющие сказки – Оберон, Титания, Ариэль, эльфы, гномы. Из тончайших переплетений звуковой паутины вдруг рождались ирландские танцы, баллады и хоралы, рельеф и фон все время менялись местами, и каждый раз было необычайно интересно – как будет выстроена театральная сцена, куда повернет мысль. Изобретатель Бриттен создал маленькую энциклопедию новых квартетных приемов. Оставалось только координировать слуховые и зрительные впечатления и тихо изумляться ювелирному мастерству музыкантов.

Ну, а потом грянул Яначек. Честно говоря, я все-таки пребывала в уверенности, что это неофольклорный мастер. Но квартет «Интимные письма» уничтожил это заблуждение. Нет, чешские, моравские мелодии там звучали. Можно было вычленить и колыбельную, и танцы, и всевозможные славянские наигрыши. Но все это пребывало в таком потоке сознания, в таком одержимом монологе о любви, что возникали ассоциации с новеллами Цвейга или пьесами Теннеси Уильямса. 74-летний Яначек, влюбленный в Камиллу Штеслову, выплескивал свои чувства, не заботясь о правилах и нормах. Внезапные смены метра и темпа, свобода формы, получился квартет-импровизация, витальный, мощный, временами даже пугающий.

Хотя в квартете персонифицирован альт (по замыслу Яначека он воплощает образ Камиллы), но на самом деле в каждой части переплетались, спорили, вступали в яростную схватку, любили и проклинали частицы души самого Яначека. Каждый инструмент в какой-то момент становился концентратом неистового чувства – притягивал, отталкивал, взвивался. Это была настоящая психологическая драма с запутанным сюжетом, которую пропускаешь через себя и получаешь неведомый прежде опыт чувств и мыслей.

Такой концерт – событие даже на звездном небосклоне Новосибирска, подарок для эстетов и просто эмоциональных личностей. Ловлю себя на том, что с удовольствием сходила бы на него еще раз в самое ближайшее время. Одного раза недостаточно.
Марина Якушевич, музыковед, кандидат искусствоведения

Партнеры

Московская биржа
ВТБ24
Чашка кофе
Формажжио
Балкан гриль
Favorit cheese
Группа компаний "Новоконстрой"
AZIMUT Отель Сибирь
Компания «Восточный двор»
Аэродром «Мочище»
ОАО «Синар»
Альянс Франсез
Бюро №17
ООО «ЗапСибИнтернешнл»
Ресторанный комплекс Bierhof
ООО «Байт»
Компания «Дизайнмастер»
Ресторация Город N
Реклама онлайн

Информационные партнеры

Музыкальное обозрение
Музыкальный журнал
Музыкальная жизнь
Музыкальный клондайк
СТС-МИР
Ретро фм
Тайга
Сибкрай
ОТС
Академия новостей
Афиша Новосибирска
Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
ВС-TV.ru
Аргументы и факты