Главный концертмейстер Новосибирского оркестра Валерий Карчагин об украденных скрипках, иерархии музыкантов и маэстро Каце

21 марта 2016
Главный концертмейстер Новосибирского академического симфонического оркестра, художественный руководитель Filarmonica-квартета народный артист России Валерий КАРЧАГИН об украденных скрипках, иерархии музыкантов и маэстро Каце.

Концертный «градус»

Валерий Юрьевич, оркестр только что вернулся из гастрольного турне по Европе, приуроченного к 60-летнему юбилею. Восемь концертов в разных городах за девять дней — своего рода марафон, как справлялись?

— Был очень интенсивный график: приезд, расселение в гостинице, встреча с солистами, генеральная репетиция, небольшой отдых, вечерний концерт, утром встали, собрались и снова в путь. И программы разные — в один вечер Шостакович, в другой — Чайковский. Пытались все концерты отыграть по максимуму возможностей. Перед гастролями играли их в Новосибирске, готовились к испытаниям.

Оркестр выступал на самых лучших площадках, где-то уже не в первый раз?

— Такой оркестр, как Новосибирский симфонический, должен играть в столицах, по преимуществу в центральных залах. Так оно и было. Впервые играли в Аликанте на побережье Средиземного моря, в Мадриде выступали в четвёртый раз, в Сарагосе и других городах — то же уже играли и не один раз. К примеру, в Вене, в Концертхаусе, оркестр выступал двадцать пять лет назад с маэстро Кацем, а в этот раз дирижёром был Томас Зандерлинг. Залы, что называется, намоленые, там проходит огромное количество интересных концертов, и я рад, что в реестре таких событий было и наше вступление.

Как принимала публика?

— Очень тепло, нам не приходилось что-то доказывать, с первых же нот включался обмен со слушателями. Иногда бывает вначале стена между слушателями и исполнителями, потом она постепенно оттаивает, или наоборот — растёт. А тут между оркестром и зрителями не было никаких препятствий. Все вечера проходили при полных залах, с аншлагом. Всего на наших концертах побывало 9 тысяч человек.

Для музыканта важно, чтобы инструмент звучал, а ещё что-то внутри его самого должно звучать?

— Есть такое. У нас ведь была цель показать достижения оркестра. И мои коллеги, музыканты, несмотря на разницу часовых поясов, а концерты начинались, когда в Сибири уже полночь, каким-то чудесным образом находили в себе силы и играли от души. И маэстро Зандерлинг был всегда на очень хорошем концертном «градусе». Может быть, силы придавали новые впечатления от площадок: было интересно, как оркестр звучит в этом зале, а как в другом, что нужно подправить в звучании. Просто сесть и сразу сыграть невозможно, ты должен освоиться на сцене.

А может быть, дух маэстро Каца витал где-то рядом и помогал своему оркестру?

— Наверняка, по крайней мере, его внучка была всегда с нами, она сама изъявила желание сопровождать оркестр, а в Дюссельдорф на концерт приехало всё семейство — супруга Сильвия Натановна, дочь Виктория и внучка Елена Петрушанская. Там была очень ответственная площадка и серьёзная публика, которая много слышала и знает. В Дюссельдорфе свой прекрасный симфонический оркестр, они и концерты играют, и оперные спектакли.

— Кроме того, что этот год для Новосибирского симфонического оркестра юбилейный, позади два гастрольных тура, в том числе сентябрьский в Италию, в декабре оркестр был базовым коллективом на Рождественском фестивале, 29 марта состоится большой юбилейный концерт на сцене зала имени Каца, а в апреле грядёт событие мирового уровня — Транссибирский арт-фестиваль под руководством Вадима Репина, который также потребует от оркестра полной выкладки.

— Это действительно очень ответственно для оркестра, всего коллектива и каждого музыканта в отдельности. Я думаю, если бы сегодня Арнольд Михайлович услышал свой оркестр, он бы его не узнал. Коллектив очень вырос. Многое сделано благодаря тому, что мы сотрудничаем с большим количеством дирижёров, выступаем с выдающимися музыкантами. Уже можно сказать: мы и это умеем, и так сможем, а ещё вот так попробуем. И, конечно, работа нашего нынешнего дирижёра и руководителя оркестра Гинтараса Ринкявичуса многое дала коллективу. Он сам очень яркий человек, и оркестр слышит сильным, звучным, выразительным. Мне нравится, как звучит оркестр с Гинтарасом — он производит яркое впечатление. Помню первое его появление перед оркестром, это была Пятая симфония Чайковского, её исполнение вдохнуло в оркестр какую-то особую энергию, и он зазвучал новыми красками.

Сверить интонацию

Давайте проясним, главный концертмейстер, по сути, второй человек в коллективе после дирижёра, на него ложится вся черновая работа по репетициям, и всё-таки — какова зона вашей ответственности?

— Я для себя её так понимаю: увлечь за собой коллег, дать музыкантам возможность выразить себя, показать, несмотря на то, что в оркестре довольно сложные условия музицирования — все должны играть вместе и подчиняться многим вещам, о которых не догадываются слушатели. Моя задача, чтобы музыканты, пройдя все круги подготовки концерта, изучения партий, совмещения оркестра, гармонично вошли в музыкальную палитру сочинения, играли осознанно и с удовольствием. Ведь люди, пришедшие на концерт, слушают не то, как музыканты искусно владеют инструментом, а то, как тонко и выразительно они могут передать характер музыки.
На репетициях важно наладить ансамбль, договориться о характерах, сверить интонацию, понять, что хотел дирижёр, а потом уже когда всё это произойдёт, можно пофантазировать.

Иными словами, вы постановщик того, как это будет происходить на сцене?

— Один из постановщиков, который имеет самую близкую связь с дирижёром, моя задача выяснить всё по поводу его трактовки сочинения и передать это в оркестр. Концертмейстер, мне кажется, не только лидер среди музыкантов, но ещё и связующее звено между дирижёром и симфоническим оркестром, и, если его позиция активна, процесс работы над сочинением становится творческим, учитываются и пожелания музыкантов, которые я озвучиваю маэстро.

Такова субординация?

— Разговаривать на репетициях разрешается не всем, но концертмейстер в этом смысле имеет преимущества. И это понятно, чтобы не было какого-то репетиционного хаоса, когда все, кто хотел бы что-то сказать, делают это.

Как в «Репетиции оркестра» у Филлини?

— Это действительно проекция внутренней жизни оркестра. У нас есть репетиции отдельно по группам. Духовые собираются и репетируют под руководством моего коллеги, скрипача Юрия Прушинского. Я чаще всего провожу репетиции с группой первых скрипок, их у нас шестнадцать. Это сольная группа, с их исполнением связано много разных нюансов, которые затем передаются в оркестр, своего рода штрихи. Есть ещё не менее важные группы — вторые скрипки, альты, ещё одна сольная группа — виолончели. При необходимости какие-то вещи я репетирую со всем струнным оркестром.

Filarmonica-квартет

Двадцать лет назад, в 1996 году, Арнольд Михайлович Кац назначил вас главным концертмейстером. Он увидел в вас талант организатора?

— К этому времени мы показали себя в камерной музыке. Filarmonica-квартет был создан в 1990 году, и первые же гастроли в Германию на Festival des Horens оказались успешными, а год спустя коллектив самостоятельно подготовился и стал лауреатом Всесоюзного конкурса квартетов, нас приглашали на престижные российские и зарубежные фестивали. Мы играли современную музыку, в том числе и немецкую, Лахенман, Мосолов, Губайдулина, а кроме того, Рословец, Шнитке. Получили очень хорошие отзывы, это тоже, наверное, сыграло свою роль, когда Кац попробовал пригласить меня на место концертмейстера. Конечно, с его стороны это был большой аванс, никто не знал наверняка, чем это может закончиться. Я реалист и прекрасно понимаю, что он рисковал, как и тогда, когда выбирал музыкантов в оркестр, Арнольд Михайлович на этот счёт обладал большой интуицией.

И вы с этим испытанием справились.

— Со временем многое проявилось, и работа, и звание народного артиста — заслуга не лично моя, а Арнольда Михайловича Каца и, в первую очередь, симфонического оркестра, потому что я занимаюсь коллективным трудом. Плюс, конечно, какие-то мои личные достижения в камерной музыке.

Filarmonica-квартет для вас даёт больше возможностей, чтобы выйти за рамки академического жанра?

— Я не скажу, что это лаборатория, где мы проводим эксперименты, но это позволяет нам найти новое в давно известной музыке, найти в ней своё звучание, выразить с её помощью свои мысли и чувства. Нам важно, чтобы эта музыка стала частью слушателя, чтобы она была современной, несмотря на то, что написана два века назад.

Первая скрипка

Во сколько лет вы взяли скрипку и кто этому способствовал?

— Скрипкой я занимаюсь с пяти лет. Маме очень хотелось, чтобы я был пианистом, но так случилось, что в музыкальной школе набор пианистов был завершён, и педагоги, посмотрев мои данные, посоветовали: пусть попробует поиграть на скрипке. Родители согласились, и я вступил на этот трудный путь. После музыкальной школы поступил в музыкальное училище, а затем в Гнесинский институт.

Родители были музыкантами?

— Да, отец, Юрий Александрович, его уже нет в живых, был баянистом, аккомпаниатором, работал солистом ансамбля песни и пляски СибВО. А мама, Мария Ивановна, будучи солисткой сибирского народного хора, участвовала в Первом международном фестивале молодёжи в Москве в 1957 году, у неё был замечательный голос, кроме того, она очень артистичный человек. После сольной карьеры состоялась как талантливый организатор, администратор культуры — была замдиректора ДК «Строитель», директором ДК «Точмашевец», директором «Тэмп». И все свои первые музыкальные впечатления я получал в тех местах, где она работала.

Музыка в вас постоянно звучит, пытаетесь ли вы её как-то «выключить»?

— Это моя ежеминутная жизнь, иногда после концертов — квартетных или симфонических — назойливо продолжает звучать, даже до каких-то болезненных состояний. Я стараюсь побыстрее прийти в себя. Такая информация иногда мешает, приходится играть много концертов, нужно быстрее переключаться на другие сочинения.

У вас абсолютный слух?

— Можно сказать, абсолютный.

Значит, вы мучаетесь, когда кто-то фальшивит?

— Мучаюсь и доставляю другим мучения по этому поводу. Я преподаю специальность в консерватории. Когда говорю своим студентам, что звучит фальшиво, думаю, это их мало радует.

С вами в гастрольной поездке были ваши близкие, жена и сын, а дома кто ждал?

— Моя супруга, Оксана Анисимова, работает одним из концертмейстеров симфонического оркестра в группе первых скрипок, и вот уже второй год в нашем оркестре работает сын Ростислав, он тоже скрипач. Дома ждала мама, она наш талисман, помогает в заботах по дому, а я делаю всё, чтобы она чувствовала себя комфортно и не болела.

Операция «Судьба»

У музыкантов отношение к инструментам особое, почти как к членам семьи, и ваши скрипки не исключение?

— Да, у каждого свои привязанности, я очень люблю свою скрипку, Оксане нравится её инструмент, и Ростиславу мы тщательно подбирали скрипку. Инструмент — это тот голос, который рассказывает о твоих чувствах, поэтому важно ощущать с ним родство.

Несколько лет назад газеты писали, что у вас украли две скрипки из машины, а спустя время их чудесным образом нашли.

— Нам вернули скрипки через год, в том же состоянии, как и тогда, когда мы с ними расстались. А получилось случайно: один из инструментов принесли мастеру, который с нами хорошо знаком, он позвонил мне, я позвонил сотрудникам, которые занимались поиском, они встретились с этими людьми и вышли на второй инструмент. Вот такая была операция.

Если говорить о вариантности судьбы, помимо музыки, был другой сценарий жизни или сразу определились с профессией?

— Рассматривался вариант с институтом имени Баумана, мне нравились история и литература. Мама же видела для меня гораздо больше вариантов, но, слава Богу, учла мою привязанность к музыке и оценку профессионалов. Для меня самого то, что случилось со скрипкой, что я играю на этом инструменте — счастливый лотерейный билет. Это приносит мне много радости в жизни, я занимаюсь любимым делом. И, по-моему, это идеальный вариант судьбы… Я бы хотел выразить признательность своим коллегам и всем, кто помогал мне в моём становлении, кто встретился на моём творческом и жизненном пути. Благодарю вас!



Партнеры

Кинотеатр "Победа"
Медицинский центр «Блеск»
Группа компаний "Новоконстрой"
ВТБ24
Чашка кофе
Балкан гриль
Московская биржа
Favorit cheese
Формажжио
Рестораны Дениса Иванова-1
Amour (цветочный магазин)
Прима линия
Хилтон Новосибирск
Клиника Елены Соловьёвой
Шашлыкофф
Дудник
Communications advertising group
Парадиз
AZIMUT Отель Сибирь
Аэродром «Мочище»
ОАО «Синар»
Альянс Франсез
ООО «ЗапСибИнтернешнл»
Ресторанный комплекс Bierhof
ООО «Байт»
Компания «Дизайнмастер»
Ресторация Город N
Реклама онлайн

Информационные партнеры

Музыкальное обозрение
Музыкальный журнал
Музыкальная жизнь
Музыкальный клондайк
СТС-МИР
Ретро фм
Тайга
Сибкрай
ОТС
Академия новостей
Афиша Новосибирска
Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
СТИЛЬ журнал
Новая Сибирь
Статус журнал
Аргументы и факты