Кент Нагано — о том, как продирижировать Новосибирским симфоническим оркестром с одной репетиции

2 апреля 2014
Кент Нагано — о том, как продирижировать Новосибирским симфоническим оркестром с одной репетиции

На пути из Мадрида в Берлин Кент Нагано сделал крюк в 10,5 тыс. км, чтобы торжественно открыть первый Транссибирский арт-фестиваль. Что может сподвигнуть пожилого американского маэстро японского происхождения на такой подвиг, узнал корреспондент «Известий».

— Для открытия сибирского фестиваля вы избрали французскую романтическую музыку. В чем подвох?

— Всё началось с неожиданного телефонного звонка от Вадима Репина. Он поделился по-настоящему фантастической идеей — с нуля создать фестиваль в Новосибирске. Западный мир знает Сибирь как родину множества великих музыкантов и место, где существует мощная школа исполнительства. Поэтому я был счастлив, что кто-то наконец решил провести здесь фестиваль.

На вопрос Вадима я ответил вопросом: «Чем мне продирижировать? Мой репертуар для тебя открыт». Вадим хотел создать ощущение праздника и решил, что для этой цели идеально подходит «Испанская симфония» Лало. А добавить к ней «Фантастическую симфонию» Берлиоза предложил оргкомитет фестиваля. У этой симфонии есть литературная программа, которая называется «Эпизод из жизни артиста». Думаю, для фестиваля, которым руководит Вадим Репин, это идеальное название.

— Вы прилетели на один день, значит, у вас была только одна репетиция с оркестром.

— Да. Вообще-то, когда Вадим меня пригласил, мы увидели, что вписаться в мой график невозможно. Я должен был с сожалением отказаться. Но Вадим, как вы знаете, человек упертый. У меня был свободный понедельник. Открывать фестиваль в понедельник — несколько странное решение, не правда ли? В нормальной ситуации вы выбрали бы пятницу или субботу. Но он сказал: «Раз ты свободен только в понедельник, значит, тогда мы и откроем фестиваль».

— Но играть с незнакомым оркестром с одной репетиции все-таки рискованно?

— Я знал, что нужны несколько репетиций, поэтому отправил сюда своего личного ассистента, работающего со мной в Баварской государственной опере уже много лет. Три дня он репетировал в Новосибирске, показывая оркестру — по крайней мере, с технической точки зрения, — что будет делать Кент Нагано. Когда я приехал, технических проблем оставалось совсем немного, и мы уже могли вести разговор о содержании, смысле, мотивах — в общем, о музыке как таковой.

— Оркестр вас не разочаровал?

— Когда встаешь за пульт перед незнакомым коллективом, никогда не знаешь, чего ожидать. Дело не только в качестве, дело в людях: кто знает, возникнет ли между вами связь, произойдет ли химическая реакция? Тем более если ты из Сан-Франциско, а они — из Новосибирска. Оказалось, что местным музыкантам свойственны и богатая фантазия, и серьезность: они хотят и могут искать в музыке глубину. Так что одна наша репетиция стоила трех или четырех.

Мы ни разу не сыграли программу целиком. Как сказал Вадим, самое простое для профессионала — пройти вещь с начала до конца. Любой профессиональный оркестр справится. Но это не самый эффективный путь, когда нужно наладить отношения с музыкой. Мы исключили этот этап и сразу стали погружаться глубже. А на концерте, доверившись друг другу, «отпустили» музыку в свободное плавание.

— Во время исполнения «Фантастической…» вы, кажется, тихо напевали?

— Обычно я не пою во время дирижирования, если только нет острой необходимости в выстраивании кантилены. Хотя да, бывает: ловлю себя на том, что голос следует за музыкой. Но в данном случае вряд ли это был я — у меня такой ужасный голос, что вы сразу бы его узнали.

— Сейчас некоторые западные артисты отменяют выступления в России по политическим мотивам. Перед вами стоял такой выбор?

— В политике я дилетант, у меня нет квалификации, которая позволяла бы мне высказывать свое мнение, да оно и неинтересно. Я здесь, в Новосибирске, из-за дружбы — моей большой дружбы с Вадимом Репиным, которая продолжается уже 24 года. Можно сказать, что мы росли вместе. И еще я здесь, потому что при мне в Новосибирске начинается жизнь новой идеи — идеи, по моему ощущению, правильной. Именно сейчас нужно, чтобы Новосибирск пригласил планету к себе в гости. Ведь в этом цель любого международного фестиваля — пригласить людей, которые приедут к вам гостями, а уедут — друзьями. Думаю, что время выбрано абсолютно верно.

Ярослав Тимофеев, газета «Известия», 2 апреля 2014

Партнеры

Кинотеатр "Победа"
Медицинский центр «Блеск»
Группа компаний "Новоконстрой"
ВТБ24
Чашка кофе
Балкан гриль
Московская биржа
Favorit cheese
Формажжио
Рестораны Дениса Иванова-1
Amour (цветочный магазин)
Прима линия
Хилтон Новосибирск
Клиника Елены Соловьёвой
Шашлыкофф
Дудник
Communications advertising group
Парадиз
AZIMUT Отель Сибирь
Аэродром «Мочище»
ОАО «Синар»
Альянс Франсез
ООО «ЗапСибИнтернешнл»
Ресторанный комплекс Bierhof
ООО «Байт»
Компания «Дизайнмастер»
Ресторация Город N
Реклама онлайн

Информационные партнеры

Музыкальное обозрение
Музыкальный журнал
Музыкальная жизнь
Музыкальный клондайк
СТС-МИР
Ретро фм
Тайга
Сибкрай
ОТС
Академия новостей
Афиша Новосибирска
Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
СТИЛЬ журнал
Новая Сибирь
Статус журнал
Аргументы и факты