Ленни Уайт: «У вас есть iTunes? Нет? Это к счастью»

30 октября 2014
Живая легенда джаз-рока Ленни Уайт выступил в Новосибирске со своей группой PresentTense в рамках Sib Jazz Fest и рассказал Тайге.инфо в интервью после концерта, почему гении не знают о том, что они гении, а американцы — что Пушкин был чёрным, и что роднит 1960-е с хип-хопом, а музыку с мебелью.

Тайга.инфо: Я наблюдала за вашими движениями, вашим лицом на концерте и думала: «Вот счастливый человек. Явно ведь не доли считает». Чем всё-таки занята ваша голова, когда вы за барабанами?

— Ничем. Вот сейчас я разговариваю с вами, используя слова, язык. Когда ты пишешь песни, ты тоже используешь язык — как будто песня перевоплощается в разговор. Но музыкант пользуется языком абстрактным: вместо слов — ноты. Ноты, которые я играю, и ритм нужно переводить в определённые эмоции по отношению к публике. Если я хочу, чтобы сейчас ты чувствовал себя счастливым, я должен играть ноты, которые сделают тебя счастливым. Если я хочу, чтобы ты почувствовал печаль, я сделаю и это.

Тайга.инфо: Профессионально заинтересованные люди попросили меня узнать, левша вы или правша, так как играете вы в открытой позиции, и им непонятно, какая рука у вас ведущая.

— Вообще я с детства левша. Но, когда я пошёл в школу, мне сказали: «Нет, парень, давай правой». Меня переучили, но я одинаково хорошо владею обеими руками. Я амбидекстер.

Ленни Уайт
Ленни Уайт

Тайга.инфо: Ваше становление как музыканта началось в 1960-е, в самую, наверное, бурную музыкальную эпоху. Сейчас сами музыканты нередко говорят, что, мол, всё уже сыграно и сказать что-то новое почти невозможно. Вы с этим согласны? Вам самому ещё не наскучило?

— То, что написано у вас на футболке («All you need is love», — прим. Тайга.инфо), это же из 1960-х. Музыка тогда была настолько сильна, что и слушателей делала сильнее. Она заставляла людей подниматься со своих насиженных мест — даже тех, кто, возможно, раньше просто боялся. В ту эпоху музыка изменила нас. Она была общественным комментарием, ответом на происходящее вокруг. Можно сказать, музыка брала на себя ответственность за те вещи, что происходили тогда.

Сейчас всё иначе. В наши дни такой музыкой стал хип-хоп. Но он в корне другой. В 1960-х музыка отражала проблемы множества совершенно разных сообществ, а не только, например, чёрных, как хип-хоп сейчас в США. Вот вы куда ходите, чтобы послушать вашу любимую музыку?

Тайга.инфо: Сюда, например.

— А у вас есть iTunes? Нет? Это к счастью. А вот большинство людей пользуются iTunes и слушают музыку именно там. Впрочем, как и я. Чаще всего мы никуда не выходим, чтобы услышать музыку, так и сидим. Потому что сейчас не так уж и много сложной музыки.

Это что-то особенное — приехать к вам сюда, чтобы играть живую музыку для людей, которые действительно ценят это. Честно. Я вообще люблю играть в экзотических местах. Это действительно нечто особенное — играть в Японии, Европе, Южной Америке.

Видите ли, Соединённым Штатам присуща музыка из самих же Штатов. Много разных видов и стилей музыки — интеллектуальная музыка, классическая, чистый джаз... Буэээ. Не люблю это выражение — «джазовая музыка». «Интеллектуальная» — это да. Потому что это музыка в принципе гораздо более высокого уровня, чем большинство направлений. Многие люди, которые не живут, а выживают, меньше заботятся о том, чтобы питать свой мозг интеллектуальными мелодиями. Они хотят только «бум-бум-туду-бум-умца-умца». Ну, вы понимаете. Это, конечно, жаль.

Тайга.инфо: Ваш добрый друг по группе «The Jamaica Boys» Маркус Миллер охотно работал и работает с поп-исполнителями. А у вас был такой опыт?

— Да я играл с поп-музыкантами ещё до Маркуса! (Хохочет)

Тайга.инфо: Но вы только что поделили музыку на интеллектуальную и не очень. Не считаете ли вы такое сотрудничество чем-то мелким?

— Нет! Я музыкант. Я играю много самой разной музыки. В 2000 году я начал писать для оперы. Я вообще написал немало отличной классической музыки. Очень люблю, когда оркестр исполняет музыку, написанную мной. Притом я ведь играл и кантри, и участвовал в записи поп-музыки. Недавно я работал с поп-группой «Loop», и это было действительно здорово. Это здорово, потому что их музыка звучит как современная, но то, о чём они пишут, как будто из 1960-х. Они пишут о вещах, о которых сегодня редко услышишь.

Ленни Уайт
Ленни Уайт

Например, есть такая песня «Blinding by my fears». Суть её в том, что большинство людей не решаются что-то делать, потому что ими владеют страхи: боятся говорить с кем-то, боятся браться за важное дело. Например, имеют нужные навыки, но отказываются писать, говорят себе: «Не-не-не, я для этого недостаточно хорош». Они настолько напуганы, что не видят своего собственного потенциала. Но факт состоит в том, что кругом полно гениальных людей, которые не занимаются тем, чем им следовало бы заниматься, просто потому что боятся. Они сами не знают, что они гениальны. Так вот эта группа — «Loop» — она действительно отличная.

Тайга.инфо: Вам же и продюсером случалось бывать. Какие, на ваш взгляд, есть особенности в джазовом и поп-продюсировании?

— Поскольку я, хм, «джааазовый» (делает пальцами «кавычки», — прим. Тайги.инфо) музыкант, моя поп-музыка имеет гораздо более высокий уровень, чем привычное «умца-умца». Именно потому что я «джааазовый» (снова «кавычки», — прим. Тайги.инфо) музыкант, итог совершенно разный. И вот что интересно. Я продюсировал запись итальянского певца из Неаполя. Так сказать, неаполитанская музыка в джазе. Например, такое играл Чик Кореа. Это здорово, просто фантастика. Так вот, Микеле Торпедине, менеджер группы Il Volo и певца Андрэа Бочелли, а это всё большие поп-звёзды в Европе, в общем, он послушал нашу запись и сказал: «Я не понимаю, почему это уже больше не попса, но это гениально». Ты помещаешь в музыку джазовую чувственность, но никто этого не слышит. Но он парень из поп-индустрии, продюсировавший кучу мега-поп-арстистов, и он это услышал.

Сейчас вот что происходит: большинство музыки создаётся попросту для продажи. Я имею в виду, что люди, которые этим занимаются, не делают музыку, просто чтобы кто-то сказал: «Это хорошая музыка». Они делают музыку, прежде всего, для потребителей. Это их цель: чтобы люди шли в магазин за пластинками, как в молл за мебелью.

Тайга.инфо: В связи с таким положением дел вы ещё ожидаете открытий в мире музыки?

— Я думаю, такая музыка уже существует, но мы не слышали её, потому что она еще не зарекомендовала себя как успешный продукт. Мы живём в жестком потребительском обществе. Если музыка приносит деньги, ты её слышишь всюду. Если нет, то и познакомиться с ней крайне сложно. Сейчас всё, что ни делается, всё ради денег. До абсурда и нелепости. Ты можешь что-то придумать, разработать и продать это. Но правда в том, что многие берутся делать что-то совершенно новое и особенное только потому, что смогут потом сказать: «Я могу это продать».

Тайга.инфо: Сейчас, почти как в давние времена, вновь обострились отношения между нашей страной и Западом, особенно с США. Потеряет ли что-нибудь мировая музыкальная индустрия, если Россия вновь отделится «железным занавесом»? И что, на ваш взгляд, потеряет в музыкальном отношении Россия?

— То, что происходит между Россией и США, на самом деле происходит ведь не между людьми наших стран. Это происходит между правительствами.

Я приехал в Москву в прошлую пятницу (17 октября, — прим. Тайга.инфо), ну и как это обычно бывает, кругом предлагают: «Такси! Такси!» «Не-не-не!» — отказываюсь я, меня уже должны были забрать. Я решил сделать телефонный звонок, потому как не мог выбраться оттуда. Тогда один таксист сказал: «Какие-то проблемы?» Я говорю: «Да вот дозвониться не могу». Он спросил: «Номер какой?» Я сказал, он позвонил. «Ты откуда?» — спрашивает. «Из Нью-Йорка», — отвечаю. Он: «Ах да, знаю». «Вам стоит туда приехать», — говорю. «Нет! — отвечает. — Я люблю свою страну!» (изумлённо молчит) Э-э-э. Что за?...

Ленни Уайт

Я музыкант. Я играю свою музыку для любого и каждого. Всякий, кто любит мою музыку и тот путь, которым я иду, — мой друг. Если люди из правительства начнут жаловаться на музыку и перестанут выпускать отсюда музыкантов играть, например, в США, тогда у вас будут крупные проблемы. Если Россия опять будет отрезана от Западного мира, она потеряет контакт прежде всего между людьми.

Пушкин. Знаменитый русский поэт. Я знаю, что он был чёрный, но половина людей в Штатах этого не знает. А я знаю, потому что бывал здесь неоднократно. Такого рода вещи люди попросту не знают. Порой это информация, которая может кому-то помочь стать лучше.

Что может потерять Россия? Культурный диалог, вот что. Музыка — мировое явление, это язык, на котором говорят во всём мире. Если ты отрезаешь себя от остального мира, ты в любом случае потеряешь что-то очень важное. Прежде всего — диалог.
Беседовала Татьяна Ломакина, фото автора, tayga.info

Партнеры

Группа компаний "Новоконстрой"
ВТБ24
Чашка кофе
Балкан гриль
Московская биржа
Favorit cheese
Формажжио
Рестораны Дениса Иванова-1
AZIMUT Отель Сибирь
Компания «Восточный двор»
Аэродром «Мочище»
ОАО «Синар»
Альянс Франсез
ООО «ЗапСибИнтернешнл»
Ресторанный комплекс Bierhof
ООО «Байт»
Компания «Дизайнмастер»
Ресторация Город N
Реклама онлайн

Информационные партнеры

Музыкальное обозрение
Музыкальный журнал
Музыкальная жизнь
Музыкальный клондайк
СТС-МИР
Ретро фм
Тайга
Сибкрай
ОТС
Академия новостей
Афиша Новосибирска
Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
ВС-TV.ru
Аргументы и факты