28 августа 2014
Лев Крокушанский: «Мы исполнили мечту Маэстро» 

Накануне 90-летнего юбилея Арнольда Каца, который будет широко отмечаться в сентябре, о маэстро вспоминает директор Новосибирского академического симфонического оркестра Лев Крокушанский. Заслуженный деятель искусств РФ Лев Крокушанский начал работать в оркестре музыкантом в 1969 году, с 1973-го перешёл на административную работу. 

 — Лев Григорьевич, маэстро Кац добился большого успеха, был удостоен множества высших орденов и регалий. Скажите, о чём он мечтал? 

 — Да вот об этом (разводит руками) — Арнольд Михайлович всю жизнь мечтал о достойном оркестра концертном зале — здании, в котором мы сейчас разговариваем. К сожалению, он этого всего не увидел. Зал прекрасный, это наша гордость. Я очень люблю показывать его нашим гостям — солистам и дирижёрам, прилетающим работать с оркестром. 

 — А если бы Арнольд Михайлович увидел зал, что бы сказал? 

 — Он бы обрадовался… Но, зная его характер, могу предположить, что тут же добавил бы: «А вот это мне не очень нравится… а вот это нужно переделать… И вообще это всё никуда не годится!». Он был человек требовательный, и это относилось не только к оркестру, но и прежде всего к нему лично. Качество помещения для музыкантов для него было очень важно, а вот сам он долгие годы работал вообще без кабинета. Первый кабинет у него появился, когда был отремонтирован Камерный зал филармонии (Дом Ленина) и туда из Дома политпросвещения переехала администрация филармонии. Тогда у него появился свой кабинет, но и там он находился не один. 

 — Как было принято решение о строительстве зала? 

— Через несколько дней после прощания с Арнольдом Михайловичем оркестр в полном составе был приглашён к тогдаш­нему губернатору Виктору Алексан­дро­вичу Толоконскому. На встрече он обратился к коллективу со словами, которые многие помнят. Он сказал, что чувствует вину за то, что, откликаясь на многие просьбы маэстро Каца, откладывал самое главное решение — о строительстве концертного зала. «Я исправлю эту ошибку, и зал для оркестра будет построен», — сказал Толоконский, и вот сегодня мы готовимся к открытию уже второго сезона в зале, названном именем Арнольда Михайловича Каца. 

 — Как вы думаете, почему Арнольд Михайлович не переехал из Новосибирска в Москву или Ленинград, у него наверняка такая возможность была? 

 — Да, талант бы себя везде проявил, но в Новосибирске, в этом молодом развивающемся городе, он нашёл себя. Здесь он реализовался не только как музыкант, но и как личность, и как яркий администратор, в этом он тоже был талантлив. Представьте, какой это труд — создать оркестр! У нас работало много музыкантов из консерваторий той же Москвы, Ленинграда, Киева, других городов. Ведь их нужно было убедить переехать в Сибирь. А чиновников необходимо было убедить создать условия для музыкантов — людям нужны квартиры, детские сады и так далее. Если кто-то из музыкантов обращался к Арнольду Михайловичу с медицинской проблемой, то он немедленно снимал трубку и звонил знакомым врачам в любое время, здесь он не деликатничал. Однажды я был свидетелем, как он достал путёвку в пионерский лагерь «Артек». Казалось бы, уж такие вопросы он не должен был решать, но его попросили — и он сделал. Почему? Потому что он всегда подчёркивал: чтобы оркестр существовал, необходимо решать экономические и социальные задачи, а уже это станет залогом творческого роста и художественных достижений. 

 — От музыкантов, в свою очередь, требовалась самоотдача?

 — В работе Арнольд Михайлович был, можно сказать, деспотичен, он добивался того результата, который ему был нужен. Уже в 70-м году, через 14 лет с момента создания оркестра, коллектив под руководством маэстро достиг такой планки, что стал выезжать за рубеж. В то время попасть в обойму коллективов, которым Госконцерт доверял гастроли, было очень сложно, но Арнольд Михайлович этого добился, прежде всего, за счёт качества… Сегодня оркестр под руководством Гинтараса Ринкявичуса продолжает и развивает то, что маэстро мыслил делом своей жизни. 

 — Вы имеете в виду Транссибирский арт-фестиваль? 

 — Да, и его тоже — этот проект сегодня — вершина творческих достижений коллектива! В своё время Арнольд Михайлович организовал фестиваль «Классика и современность» — и возглавлял его на протяжении более чем 20 лет. В определённый момент маэстро от идеи фестиваля отказался — ему хотелось развития, большего масштаба, но без достойного концертного зала это было невозможно. Но Арнольда Михайловича не стало — и возникла идея возродить фестиваль. С этой идеей я подошел к Вадиму Репину на завершении фести­валя Дениса Мацуева «Байкальские звёзды». «Смотри, говорю, Иркутск проводит фестиваль, может, и нам стоит попробовать?» Вадим к этой идее отнёсся прохладно, но я о ней напоминал ему два года. И вот он в очередной раз приехал к нам, играл на юбилее филармонии. Я опять к нему подошёл. «Лев Григорьевич, опять про фестиваль говорить будете?» Я ему не ответил, зато предложил посмотреть наш новый зал, который тогда уже находился на стадии завершения. Мы сели в машину, приехали, он посмотрел, прошёлся по сцене, поворачивается ко мне и говорит: «Что же вы про фестиваль не спрашиваете?! Будет фестиваль!». Так первая мечта маэстро — зал — помогла осуществить другую, потому что, я уверен, после строительства зала Арнольд Михайлович обязательно захотел бы организовать международный фестиваль на базе оркестра — и на принципиально новом уровне. Транссибирский арт-фестиваль стал кульминацией прошлого сезона и, пожалуй, самым масштабным проектом филармонии за всё время её существования. Вы бы видели не только реакцию публики — она понятна, но и музыкантов оркестра, как они были рады, как им было интересно, важно поработать с мастерами мирового уровня, ведь ради этого они, в конечном счёте, и живут. 

 Иван Коновалов, vedomosti.sfo.ru 28 августа 2014

Партнеры

Группа компаний "Новоконстрой"
ВТБ24
Чашка кофе
Балкан гриль
Московская биржа
Favorit cheese
Формажжио
Рестораны Дениса Иванова-1
Amour (цветочный магазин)
Прима линия
Хилтон Новосибирск
Клиника Елены Соловьёвой
Шашлыкофф
Дудник
AZIMUT Отель Сибирь
Компания «Восточный двор»
Аэродром «Мочище»
ОАО «Синар»
Альянс Франсез
ООО «ЗапСибИнтернешнл»
Ресторанный комплекс Bierhof
ООО «Байт»
Компания «Дизайнмастер»
Ресторация Город N
Реклама онлайн

Информационные партнеры

Музыкальное обозрение
Музыкальный журнал
Кинотеатр "Победа"
Музыкальная жизнь
Музыкальный клондайк
СТС-МИР
Ретро фм
Тайга
Сибкрай
ОТС
Академия новостей
Афиша Новосибирска
Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
ВС-TV.ru
Аргументы и факты