Миша Майский: «Я начал играть на виолончели в том же возрасте, когда бросил курить — в 8 лет»

25 апреля 2016
Можно ли оставаться оптимистом, пока террористы взрывают мир, как выдающемуся исполнителю не слишком испортить великую музыку, а интеллигентному человеку — выжить в тюрьме? Виолончелист Миша Майский ответил на вопросы Тайги.инфо и слушателей Транссибирского арт-фестиваля.

Концерт Новосибирского академического симфонического оркестра под управлением Гинтараса Ринкявичуса, в котором солировали Вадим Репин, Константин Лифшиц и Миша Майский, завершил программу Транссибирского арт-фестиваля в Новосибирске. Накануне закрытия фестиваля виолончелист Миша Майский, ученик Мстислава Ростроповича и Григория Пятигорского, встретился с поклонниками своего творчества и корреспондентом Тайги.инфо, рассказал о том, почему дети получаются у него лучше всего, и объяснил, что считает главным мерилом великих музыкантов.

Тайга.инфо: Вам как выходцу из СССР со стороны видно, как Россия откатывается к худшим советским порядкам? У нас сидят политзаключенные, воздух, в том числе культурный, сгущается, и минувший год это очень хорошо показал. Если видно, что вы об этом думаете?

— Это очень сложный и деликатный вопрос. Честно говоря, я стараюсь никакого отношения к политике не иметь. Это очень депрессивная часть жизни, где бы то ни было, на Востоке и на Западе — везде. Будучи музыкантом, я счастлив, что мне от Бога или природы был дан талант, и благодаря этому, а также тому, что мне посчастливилось учиться у великих музыкантов — Ростроповича и Пятигорского — я получил возможность общаться с людьми посредством музыки. 

Когда мне задают такие сложные вопросы, как задали вы, или сложные вопросы о музыке, я всегда говорю, что английский — не мой первый язык, но даже мой первый язык — русский — не самый мой лучший язык. Я надеюсь, что самый мой лучший язык — это язык музыки. Поэтому я предпочитаю высказывать все, что я чувствую, понимаю и знаю о музыке, посредством музыки вместо того, чтобы говорить о ней. Это другая профессия, есть люди, которые замечательно могут писать и говорить о музыке, но не могут сыграть двух нот. 

Что касается вашего вопроса о политике… Естественно, я слежу за всем, что происходит, и смотрю новости. Избежать этого невозможно, тем не менее, я стараюсь не слишком задумываться об этом, потому что это достаточно депрессивно. Был такой анекдот о разнице между пессимистом и оптимистом. Классический вариант: пессимист говорит, что стакан наполовину пустой, а оптимист — что наполовину полный. Разница же между русским пессимистом и оптимистом такова: пессимист говорит, что все уже так отвратительно, что хуже быть не может, а оптимист отвечает, что нет-нет, будет еще хуже. И, к сожалению, действительность это подтверждает. Но надо надеяться, что в какой-то момент станет лучше. Я желаю всем людям, которые живут в этой огромной замечательной стране, чтобы в конечном итоге все повернулось к лучшему. 

Тайга.инфо: Вы прошли тюрьму, ссылку и психбольницу — хорошая школа жизни, учитывая, что у вас, кажется, нет диплома о высшем образовании.

— Когда я об этом думаю и вспоминаю, я не только об этом не жалею (я вообще ни о чем не жалею в жизни), но и убежден в том, что все, что ни делается, все к лучшему. Зависит от того, как к этому относиться. Я вот считаю, что мне очень повезло, хотя я не получил диплом Московской консерватории — мне не хватает до диплома всего двух экзаменов. На последнем курсе у меня было три экзамена, но один из них, по камерной музыке, мне зачли заранее. Мы учились вместе с великим пианистом Раду Лупу, он кончал консерваторию чуть раньше меня, и мы с ним на его экзамене по камерному ансамблю играли в 1969 году все сонаты и вариации Бетховена, и мне зачли это за экзамен. А до диплома мне не хватает экзамена по специальности — виолончели — и по научному коммунизму. Сегодня звучит как шутка, но так и было. Я получил справку, что прошел четыре курса консерватории и сдал 63 экзамена и зачета из 65. 

Я к чему это говорю. Хотя у меня нет диплома, я получил гораздо более полное общее образование благодаря тому, что провел 4 месяца в Бутырской тюрьме, а потом на пересылке в Красной пресне. И 14 месяцев я 10 тонн цемента в день грузил лопатой, нам давали дажепол-литра молока за вредность. У меня совершенно зацементированные легкие. Были еще два месяца в психбольнице, но это чтобы избавиться от армии. То есть у меня получился полный комплект.

Тайга.инфо: Как интеллигентному человеку выжить в тюрьме и чем себя занять?

— Мы, музыканты, очень счастливые люди, в том смысле, что, хотя у меня не было возможности играть на виолончели, контакт с музыкой всегда оставался, у меня масса музыки в голове, которая постоянно звучала и звучит. Хотя было, конечно, нелегко, я никому этого не пожелаю. В итоге мне опять безумно повезло, потому что мне присудили 1,5 года условно за то, что предполагало от 3 до 8 лет, и это было просто чудо, адвокат не мог поверить. Но условность была тоже условная, она заключалась в том, что у меня не было судимости, но я должен был работать в местах, определяемых органами, где не хватало рабочей силы. 

Я очень рад, что это было всего 1,5 года, а не 8. Все обошлось. Совершенно не жалею и я где-тодаже благодарен судьбе, что это было, потому что в такой ситуации происходит переоценка ценностей. Вдруг начинаешь ценить моменты в жизни, о которых нормальные люди даже не задумываются никогда, потому что они для них естественны. 

Тайга.инфо: Вы живете в Брюсселе, который недавно потрясла трагедия — теракт в аэропорту. Приняли ли вы это близко к сердцу? 

— В то утро, когда это случилось в аэропорту, я должен был лететь в Москву из Брюсселя — у меня на следующий день должен был состояться концерт с Московскими виртуозами. И только благодаря тому, что канал «Культура» решил записать этот концерт на телевидение, и мне за неделю об этом сообщили, я решил, что лететь за день до концерта нехорошо, потому что я бы приехал сразу на репетицию. В общем, я решил отнестись к этому более профессионально, хотя для меня каждый день дома очень ценен, потому что этих дней очень немного, и полетел на день раньше. А по идее должен был лететь в это самое утро. Говорю же, я безумно везучий.

Тайга.инфо: Не ощущаете ли вы в виду этих событий, что мир катится в пропасть?

— Я надеюсь, что вы преувеличиваете. У меня такие маленькие дети, и я надеюсь, что все не так плохо, как иногда кажется. У меня шесть детей, двое старших, а четверо — совсем маленькие: 11, 6, 3 и младшей дочке год и два месяца. Конечно, быть оптимистом сегодня нелегко. Я в итоге сейчас впервые улетал из Брюсселя, и атмосфера там была совершенно особенная, я бы сказал, везде это ощущается. 

Мой старший сын — невероятно умный молодой человек, в отличие от его папы. Их со старшей дочерью мама ушла от меня после 24 лет вместе. Знаете анекдот. Как отмечают 25-летие со дня свадьбы? Ответ: минутой молчания. Я посмеялся, а когда мы за два месяца до 25-летияразвелись, мне было совершенно не смешно. Но бывает, и мне пришлось начать все сначала, и, как выяснилось, все было к лучшему. Почему я это рассказываю: мои старшие дети заклялись, что внуков у меня не будет. Я подумал, зачем мне внуки, я и сам могу. 

Так вот мой старший сын был очень против из тех соображений, что это преступление — рожать детей в этот умирающий мир. Я прекрасно понимаю его логику, но при этом у меня такие дети, что сам бог велел. Дети у меня получаются лучше всего. Был такой анекдот. Когда из Советского Союза уезжала японская делегация, их спросили: «Что вам понравилось в нашей стране большего всего?» — «Ваши дети» — «О, спасибо! А еще что?» — «Дети» — «А еще?» — «Дети» — «Как так?» — «Потому что все, что вы делаете руками, никуда не годится».

Тайга.инфо: Вы учились у Пятигорского и Ростроповича, какая из этих двух школ легче вам далась?

— Да, я всегда говорю, что я самый счастливый виолончелист в мире, потому что я единственный учился и у того, и у другого. К счастью, конфликта никакого не было, они были очень хорошо знакомы и, в принципе, их отношение к преподаванию и к виолончели было очень похоже, хотя они оба были уникальными личностями, их нельзя даже сравнивать. Главное, чему я у них научился, это что нужно постоянно напоминать себе, что является целью и средством достижения этой цели. Музыка всегда должно быть главной, а инструмент — это только то, что слово «инструмент» подразумевает, не наоборот. 

Сегодня уровень музыкантов настолько высокий, что иногда молодые исполнители думают, что, чтобы преуспеть, нужно играть еще лучше, быстрее, чище, громче. И проблема в том, что иногда искусство игры на инструменте становится главным, а музыка используется для того, чтобы продемонстрировать, как мы замечательно играем на виолончели или рояле. Тогда все становится с ног на голову. Поэтому я лично убежден в том, что идеальное владение инструментом — это не самое главное. 

Те, кто хочет услышать идеальное звучание, всегда могут послушать студийную запись, которая была вычищена на 100%, а для меня самый важный момент между артистом на сцене и публикой — эмоциональный, который объяснить словами очень трудно. Есть несколько стадий коммуникации между музыкантом и слушателем. Первая — это физический элемент, когда мы производим звуки, которые достигают ушей. Следующий слой — интеллектуальный, когда посредством звуков мы передаем идеи. А самый высокий уровень — эмоциональный, когда удается установить контакт от сердца к сердцу. И вот тогда происходит нечто такое, когда люди чувствуют что-то, что запомнят на всю жизнь. 

Тайга.инфо: Расскажите о своей семье.

— Мои родители очень любили музыку, но они выросли в сложное время после революции и между двумя войнами, и учиться не было возможности. У них была мечта дать эту возможность детям. Я был третий и последний ребенок в семье, моя сестра старше меня на десять лет, а брат — на шесть. Он стал музыковедом, играл на органе и клавесине. И когда моя очередь настала, мама сказала, что двух детей-музыкантов более чем достаточно, она хотела, чтобы хотя бы один был нормальный. Но я был не очень нормальным, меня в 7,5 лет водили к психологу, потому что не знали, что со мной делать: я больше двух секунд не мог усидеть на месте в школе, и в виде терапии начал вышивать болгарским крестом и выпиливать лобзиком, играть в шахматы. 

Когда меня спрашивают, в каком возрасте я начал играть на виолончели, я отвечаю, что довольно поздно по тем временам: я начал играть в том же возрасте, когда бросил курить. Спрашивают: «Так поздно?!» — «Да, мне было 8 лет». Мой папа, к сожалению, был серьезный курильщик и поэтому очень молодым умер от рака легких, а я у него с тумбочки крал сигареты и дымил, еще будучи в детском саду. А когда мне было 8 лет, мы каким-то образом раздобыли огромную голландскую сигару, я один раз затянулся и с тех пор никогда не курил. Может, под влиянием этой сигары я понял, что буду играть на виолончели. Никто не мог себе представить этого, все меня пытались убедить, что это сумасшедшая идея, но я настоял и до сих пор пытаюсь играть. 

За два месяца летом я должен был наверстать многое, чтобы поступить в музыкальную школу во второй класс, но я продолжал все равно играть в футбол. Когда лет десять назад я впервые играл на фестивале в Вильнюсе, хотя я и родился в Латвии, журналист мне сказал: «Ну,наконец-то, вы впервые играете в Вильнюсе». А я ответил: «Знаете, это не совсем так. Примерно 47 лет назад я играл в Вильнюсе. В футбол». До 14 лет я действительно играл гораздо больше в футбол, чем на виолончели, мечтал стать футболистом, но потом понял, что, как ни стараюсь конкурировать с великим Пеле, мне не удастся. Потом меня послали в Ленинград в музыкальный интернат, там не было возможности играть в футбол, пришлось более серьезно заниматься на виолончели. 

Почему виолончель? Я не помню какой-то романтической истории, чтобы шел по улице и услышал чудные звуки… Скорее всего, выбор виолончели — потому что сестра играла на рояле, брат на скрипке, а виолончель стала заключением семейного трио, которое не получилось. Может быть, поэтому мечтой моей жизни было играть трио со своими детьми. Она исполнилась. 

Тайга.инфо: По каким критериям вы оцениваете профессионализм музыканта?

— Лично мне кажется, что одно из самых важных качеств великого музыканта — это если он любит и уважает музыку, которую играет, больше, чем самого себя. Конечно, роль исполнителя — очень важная, но при этом не нужно забывать, что мы остаемся слугами композитора и музыки, которую играем. И мы должны использовать все свои таланты и опыт, перенятый у педагогов и партнеров по сцене, чтобы испортить великую музыку как можно меньше. Как бы мы ни старались, всегда приходится великую музыку немножко приближать к земле. Моя цель всегда — попытаться публику приподнять поближе к музыке, а не опустить музыку на землю. Скоро будет 44 года, как я уехал из Советского Союза, я очень редко говорюпо-русски, и мне не очень это легко, но я надеюсь, вы понимаете, что я имею в виду: музыка всегда должна оставаться самым главным. 

Никогда не мог понять, когда музыканты, достигшие мировой славы, начинают иметь о себе немножко такое важное представление. Я считаю, что мы ежедневно общаемся с такой гениальной музыкой, которая напоминает нам о том, какие мы все незначительные по сравнению с великими композиторами, какой мы маленький элемент в этом огромном процессе музицирования. Вот это важно помнить, что и кто важнее, и не слишком о себе думать.

По-английски есть такой выражение, ставшее популярным, благодаря The Beatles: «All you need is love». Все, что нужно в жизни в конечном итоге — это любовь, в том или ином виде. И в музыке тоже.
Маргарита Логинова, Тайга.инфо

Партнеры

Кинотеатр "Победа"
Группа компаний "Новоконстрой"
ВТБ24
Чашка кофе
Балкан гриль
Московская биржа
Favorit cheese
Формажжио
Рестораны Дениса Иванова-1
Amour (цветочный магазин)
Прима линия
Хилтон Новосибирск
Клиника Елены Соловьёвой
Шашлыкофф
Дудник
Communications advertising group
AZIMUT Отель Сибирь
Компания «Восточный двор»
Аэродром «Мочище»
ОАО «Синар»
Альянс Франсез
ООО «ЗапСибИнтернешнл»
Ресторанный комплекс Bierhof
ООО «Байт»
Компания «Дизайнмастер»
Ресторация Город N
Реклама онлайн

Информационные партнеры

Музыкальное обозрение
Музыкальный журнал
Музыкальная жизнь
Музыкальный клондайк
СТС-МИР
Ретро фм
Тайга
Сибкрай
ОТС
Академия новостей
Афиша Новосибирска
Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
СТИЛЬ журнал
Аргументы и факты