13 января 2010
В середине декабря закончилась музыкальная часть VIII Международного рождественского фестиваля искусств О театральных событиях фестиваля новосибирские критики и журналисты начали писать уже на следующий день после его открытия. О почти всех драматических спектаклях писалось обстоятельно и неоднократно. А вот о музыке писали мало. Непонятно — почему? Ведь в этот раз музыкальная часть фестиваля нисколько не уступала его драматической составляющей, а по количеству «звезд» и вовсе превосходила его. Открывался фестиваль в оперном театре оперой Д. Россини «Золушка» в постановке Санкт-Петербургского театра «Зазеркалье». Можно держать пари, что о существовании музыкального театра «Зазеркалье» знает не слишком большой круг новосибирских любителей театра и музыки. А вместе с тем рядом с известными коллективами все последние годы скромно, хотя пока, по правде сказать, и без громких свершений существует этот музыкальный театр под руководством режиссера Александра Петрова. Условия существования этого небольшого оперного театра самые спартанские: у коллектива нет своей сцены (она находится на реставрации), стабильного финансирования, постоянного устойчивого состава исполнителей, внимания общественности и прессы, вообще — много чего нет. Но с удивительным упорством Александр Петров и его друзья одну за другой ставят сложные оперы, причем отчаянно смело (да позволено будет сказать — нахально) берутся за музыкально и постановочно грандиозные оперы. И вот тут часто ошибаются. Авторы спектакля «Золушка» решили следовать канонам бродвейской «циндарелли стори» — чудесного превращения золушки в принцессу. Они отлично сделали свое дело, но, пожалуй, им повезло, что Россини скончался за полтора века до этого: проклятия скандального старца вполне могли бы обрушиться на их головы. Ведь они пренебрегли его программными установками: критикой буржуазного самодовольства (стоит вспомнить его «Севильский цирюльник»), уроками социального равенства. И даже сочинили хеппи-энд, для Россини принципиально невозможный: Золушка приходит к Принцу, когда тот уже готов отдать свое сердце другой, то есть Золушка побеждает покоряясь. Такой финал по-американски простодушен и прагматичен, в то время как у Россини везде и всегда миром правит только Любовь. Крупнейшим событием фестиваля стало выступление Национального филармонического симфонического оркестра России под руководством Владимира Спивакова. Ну, что тут скажешь? Организатор и бессменный руководитель одного из лучших камерных оркестров мира — «Виртуозов Москвы», который когда-то музыковеды называли «археологом музыки», он искал и исполнял по большей части неизвестные произведения известных композиторов — Скарлатти, Моцарта, Вивальди, теперь стал исполнять музыку крупных форм — Рахманинова, Стравинского, Чайковского. Причем Спиваков не из тех дирижеров, у которых музыка рождается из любви к какой бы то ни было отвлеченной мысли. Слово «концепция», излюбленное некоторыми критиками, должно быть ему ненавистно. Хозяин большого симфонического оркестра, он обладает умом и талантом практическим. И будучи сам прекрасным исполнителем, всегда хорошо рассчитывает возможности конкретного музыканта в конкретной музыке. А в результате все слушатели довольные, аплодируют и думают о музыке, а не об идеях. Следующим музыкантом, выступившим на фестивале, стал человек-загадка, миф, пианист, который, будучи в зените славы, оставил концертную деятельность на семь лет и посвятил себя изучению религиозной философии — Андрей Гаврилов. Поэтому шел я на концерт с некоторой опаской. Вспомнились Горовиц, Артур Рубинштейн, Софроницкий, котрые годами не играли, накапливая эмоции, «обретая глубины». К «музыкальному столу» в этот вечер были поданы лаконичные фортепианные концерты И.С. Баха и В.А. Моцарта. Аккомпанировал пианисту Камерный оркестр новосибирской филармонии, которым он сам и дирижировал. То есть выступал как солист и как исполнитель. Начало обескуражило — оно было провалено абсолютно — вся фразировка смята. Сам Гаврилов, казалось, был в шоке. С трудом выбравшись из него, он начал борьбу за музыкальный текст, но, казалось, откровений от музыканта сегодня не дождешься. И тут произошло что-то непонятное, к середине концерта пианист уже вызывал слезы в лирических эпизодах, овладев собой, уже взлетал к пафосу натуральному, не пафосному. Это был триумф воли и мужества. Еще одним исполнителем крупной величины был Илья Коновалов, концертмейстер (первая скрипка) Израильского симфонического оркестра. Илью Коновалова (к слову сказать, ни в одной статье или пресс-релизе не было сказано, что Коновалов — родной внук хорошо известного новосибирцам дирижера, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии Советского Союза Исидора Аркадьевича Зака) называют скрипачом с «устоявшейся репутацией». И с Башметом выступал, и с Кацем, и с Дорой Шварцберг, и с Мишей Майским. Я сам понятие «устоявшаяся репутация» не люблю, мне милее, когда художник каждый день изобретает порох и идет на штурм решающих высот, каждый вечер доказывает свое право перед великими композиторами прошлого (на этот раз был Сен-Санс) расшифровать публике его ноты. Тут все это было, и, несмотря на то что финальный знаменитый аккордовый каскад концерта Сен-Санса технически получился не очень, но зато страсть порыва всколыхнула так ярко, что финальные ноты, как говорится, утонули в море оваций и криков! В самый разгар фестиваля любители музыки слушали квартет — DEBUSSY из Франции. Выступал квартет в России впервые. И, хотя программа концерта была незатейлива — прозвучали квартеты Лало и Равеля, сюита из музыки к «Кармен» Бизе, нельзя было не обратить внимание на аудиторию, наполнившую в общем-то небольшой Камерный зал филармонии. Это была истинно новосибирская интеллигентная публика — учителя, врачи, научные работники, многие с детьми и внуками. Музыке они внимали с неподдельным вниманием и интересом. На Спивакова им ходить не по карману, а к музыке они тянутся. Им нужны Бизе и Равель! И здесь французским музыкантам — честь и место. Их просветительская функция очевидна и нужна. Тем она, кстати, и ответственнее. Для любителей джаза на фестивале тоже нашлось место. Один из лучших российских джазовых дирижеров, композиторов и пианистов Анатолий Кролл показал настоящие джазовые стандарты вместе с Биг-Бэндом Владимира Толкачева. Несмотря на то что Кролл является автором музыки к культовым советским кинофильмам «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», мелодии из которых тоже звучали в концерте, Анатолий Кролл своим выступлением дал понять, что именно новый джазовый элитаризм и интеллектуальный флер, присущий этому направлению, позволяют ему осуществить культурную экспансию в те культурные сферы, куда, казалось бы, вход джазу должен быть прегражден — в оперу, в балет, в симфоническую музыку. Это уже создает некоторый новый музыкальный код. И это невербальный код, его принципы очерчивают и создают базу, может быть, даже духовную. И, наконец, к монументальному концерту, к завершившей музыкальную часть фестиваля оратории Йозефа Гайдна «Сотворение мира», исполненной впервые в Новосибирске. О монументальном и говорить нужно монументально — техническое качество, эталонное совершенство и т.д. Вообще же, прочтение оратории Гайдна дирижером Гинтарасом Ринкявичусом, новосибирским симфоническим оркестром, Государственной академической капеллой им. А. Юрлова, хоровым ансамблем «Маркелловы голоса», солистами Наталией Фатхи и Томасом Фоле из Германии, новосибирским басом Николаем Лоскуткиным поставило такой жирный восклицательный знак (или скрипичный ключ?) к окончанию VIII Рождественского фестиваля, что непонятно теперь, с чего же будет начинаться следующий. Планку VIII-го ведь подняли чуть не до небес! Андрей Журавлев

Партнеры

Кинотеатр "Победа"
Медицинский центр «Блеск»
Группа компаний "Новоконстрой"
ВТБ24
Чашка кофе
Балкан гриль
Московская биржа
Favorit cheese
Формажжио
Рестораны Дениса Иванова-1
Amour (цветочный магазин)
Прима линия
Хилтон Новосибирск
Клиника Елены Соловьёвой
Шашлыкофф
Дудник
Communications advertising group
AZIMUT Отель Сибирь
Компания «Восточный двор»
Аэродром «Мочище»
ОАО «Синар»
Альянс Франсез
ООО «ЗапСибИнтернешнл»
Ресторанный комплекс Bierhof
ООО «Байт»
Компания «Дизайнмастер»
Ресторация Город N
Реклама онлайн

Информационные партнеры

Музыкальное обозрение
Музыкальный журнал
Музыкальная жизнь
Музыкальный клондайк
СТС-МИР
Ретро фм
Тайга
Сибкрай
ОТС
Академия новостей
Афиша Новосибирска
Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
СТИЛЬ журнал
Аргументы и факты