Музыкант Сергей Гершенович: «Русские умеют играть джаз!»

15 мая 2013
Новосибирск, 25 апреля, АиФ – Новосибирск – «Интернационал» в джазовой обработке — это насмешка над советским прошлым или ностальгия по хорошей музыке? Русские умеют играть джаз или это искусство доступно только афроамериканцам? И вообще, кому нужен джаз в Сибири?

Я надеялась, что получу ответы на эти вопросы после концерта джаз-оркестра «Сибирский диксиленд» под одиозным названием «Апрельские тезисы».

Действо началось с того, что упитанные мужчины в самом расцвете сил с красными галстуками на шее и красными кепи на головах прошествовали по залу, на ходу играя знакомую мелодию в совершенно феерической обработке. После этого номера публика аплодировала минуты две!

2013 год для «Сибирского диксиленда» юбилейный — оркестру исполняется 25 лет. Четверть века назад создатель «Диксиленда» Борис БАЛАХНИН и нынешний руководитель оркестра Сергей ГЕРШЕНОВИЧ служили в Германии в оркестре штаба Западной группы войск. Там музыканты впервые получили возможность услышать джазовых исполнителей — любителей и профессионалов. И Борис загорелся идеей — создать в Новосибирске свой джазовый оркестр, показать на родине, что такое джаз, рассказать землякам об этой музыке. В Советском Союзе информации о джазе было очень мало. Начало работе было положено еще там, в Германии. Один играл на саксофоне, второй — на трубе… Гершенович организовал целых три войсковых оркестра, и на концертах все время находился на сцене — играл то с одним коллективом, то с другим. Молодого активиста заметила гастролировавшая там знаменитая Людмила Зыкина и выхлопотала юноше звание заслуженного артиста РФ. Вернувшись в Россию, Балахнин и Гершенович создали джаз-оркестр.

Концерт в метро

Самый первый концерт «Диксиленд» сыграл 8 ноября 1988 года в переходе станции метро «Площадь Ленина».

С. Г.: Да, а чему вы удивляетесь? — смеется Сергей Гершенович. — Метро — одна из самых демократичных площадок города! Если получится, в юбилейный год обязательно сыграем там концерт. Сделаем афишу, чтобы люди знали, где нас можно послушать, и тряхнем стариной…

nsk.aif.ru: «Сибирский диксиленд» сегодня входит в десятку лучших. Между тем считается, что это музыка афроамериканцев…

С. Г.: Себя можно оценить только на фестивалях — когда рядом с тобой играют настоящие звезды. Моим первым фестивалем был фестиваль «Пори-Джаз» в финском городе Пори в 1993 году. Это одна из известнейших музыкальных сессий, там играют первые величины джаза. Так как мы были новичками, нас везде ставили на разогрев — перед выходом звезд. Это была мощная школа джаза. Фестиваль мне запомнился еще и тем, что мы попали в тот мир, где должны были быть. Как будто вернулись на родину.

nsk.aif.ru: Когда впервые выехали на родину джаза — в Америку, не страшно было играть перед теми, для кого это родная музыка?

С. Г.: Очень страшно. Мы долго к этой поездке готовились: слушали записи коллективов, с которыми предстояло работать, старались подтянуть наш уровень до корифеев. Забегая вперед скажу, что у нас это получилось — в Америке нас признали, там даже организовался наш фан-клуб. Они и сегодня интересуются нашими работами, приглашают к себе.

Первую нашу поездку в Америку легкой не назовешь. Перед ней мы неделю жили в Москве в общежитии — так получилось. Потом был тяжелейший тринадцатичасовой перелет. Принимающая сторона решила нас проверить — мы ведь для них были котом в мешке. У трапа самолета нам сообщили, что уже сегодня мы играем концерт. Отработали час на полный зал — там присутствовало более двух тысяч человек! Потом наши хозяева пошушукались и говорят: еще час играйте. В общем, в первый день мы отработали четыре часа! Это была жестокая проверка, но мы доказали, что способны играть джаз…

Мы проехали по разным городам, посетили три фестиваля. И там нам повезло — вот один из тех счастливых случаев, которые определяют жизнь и карьеру музыканта. Мы познакомились с местными джазистами, у них тоже диксиленд-оркестр — Hot Seven. И на всех фестивалях мы с ними работали — делали сейшен (концерт-импровизацию, своего рода соревнование двух коллективов, где играют и отдельно, и вместе). Это было здорово — мы просто сверили названия произведений и вышли на сцену. Репетиций не было!

Они нас приветствовали «Подмосковными вечерами». Почему-то у них считается, что это главная российская песня, хотя мне, если честно, она не очень нравится. Мы в отместку сыграли им что-то сверхамериканское. И понеслось!.. Кстати, именно там мы впервые увидели шоу — наши визави так придуривались, так шутили, даже играли лежа на полу… Ничего подобного мы до сих пор не видели, и это было поистине грандиозно! До сих пор пытаемся повторить их акробатические номера, но это не всегда возможно.

Потом были еще поездки, уже более комфортные и лестные для нас. Например, в 2003 году нас зачислили в десятку лучших диксилендов мира.

Кому в Сибири нужен джаз?

С. Г.: Любителей джаза у нас немного. Это особая культура, которую нужно воспитывать. А мы и свое-то недавнее музыкальное прошлое не помним. Вот мы играем советские песни, а к нам после концерта подходят молодые люди и удивляются, какие прекрасные мелодии, оказывается, есть. Обнаруживают, что и в отечественной культуре можно найти хорошую музыку. А ведь мы играем эстраду, то, что слушают, когда хотят отдохнуть! Что говорить о классике! Это трагедия, что молодежь огульно осуждает все, что сделали русские. Мы теряем корни, становимся иванами, не помнящими родства.

Джаз в Сибири не слишком интересен даже музыкантам, в Новосибирске до сих пор нет джазового отделения для инструменталистов! В музыкальном училище существуют эстрадное и классическое отделения, но основе джаза — импровизации — там не учат. А консерватория вообще выпускает только классических исполнителей. Смену растим самостоятельно — духовики, ударники, пианисты приходят к нам на репетиции, слушают, потом начинают играть с нами вместе. Но мы не можем уделить им достаточно времени, поэтому в джазе остаются только фанаты — те, кто готов слушать великих день и ночь, оттачивая искусство импровизации.
Варвара Канаева, «АИФ на Оби», №17

Партнеры

Группа компаний "Новоконстрой"
ВТБ24
Чашка кофе
Балкан гриль
Московская биржа
Favorit cheese
Формажжио
Рестораны Дениса Иванова-1
Amour (цветочный магазин)
Прима линия
Хилтон Новосибирск
Клиника Елены Соловьёвой
Шашлыкофф
Дудник
AZIMUT Отель Сибирь
Компания «Восточный двор»
Аэродром «Мочище»
ОАО «Синар»
Альянс Франсез
ООО «ЗапСибИнтернешнл»
Ресторанный комплекс Bierhof
ООО «Байт»
Компания «Дизайнмастер»
Ресторация Город N
Реклама онлайн

Информационные партнеры

Музыкальное обозрение
Музыкальный журнал
Кинотеатр "Победа"
Музыкальная жизнь
Музыкальный клондайк
СТС-МИР
Ретро фм
Тайга
Сибкрай
ОТС
Академия новостей
Афиша Новосибирска
Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
ВС-TV.ru
Аргументы и факты