Нет разницы, где концерт

28 апреля 2016

В городах России и за рубежом проходит Транссибирский арт-фестиваль. Его художественный руководитель – урожденный сибиряк Вадим Репин рассказал «Ведомостям» о своем проекте, решающей роли нового музыкального зала, здоровье коллег и о слушателях, которые поначалу боятся, что станут играть бисы.

Когда у скрипача появляется желание обзавестись собственным фестивалем? Не в тот же момент, когда он впервые берет в руки скрипку?

– Желания что-то придумать и организовать уже осуществлялись в моей жизни, но в основном в камерном формате. Транссиб – другая история, из серии «не мыслил, не желал, не строил планов». У меня большой сезон, я хотел сейчас несколько сбавить обороты, больше бывать дома, проводить время с дочкой, которая растет с такой скоростью, что порой не успеваешь за этим следить (жена скрипача – знаменитая балерина Светлана Захарова. – «Ведомости»). Идея с фестивалем зародилась у моих коллег и друзей в Новосибирске, они много лет о ней напоминали. Но я не очень серьезно об этом думал, потому что приглашать кого-либо в Дом политпросвещения, где раньше проходили концерты, было невозможно, несмотря на потрясающий уровень оркестра.

То есть если бы в городе не построили Концертный зал имени дирижера Арнольда Каца, вы бы на Транссиб не решились?

– Без зала – сто процентов нет. Но после его появления тогдашний губернатор Василий Юрченко предложил обдумать проект и бюджет. Тогда мы с Олегом (Олег Белый – скрипач, директор фестиваля, работал с Кшиштофом Пендерецким, в Америке и в Германии. – «Ведомости») озвучили идею Транссиба. Спустя семь месяцев он прошел впервые.

С Белым вы учились?

– Мы знакомы с 1990 г. еще по Гамбургу, куда я перебрался из Любека: там мой учитель Захар Нухимович Брон, уехав из СССР, продолжал заниматься своими новосибирскими учениками.

Дома играется проще?

– Никогда не знаешь, что будет. С одной стороны, чувство, что игра «на домашнем поле» сложнее – всегда необходимо выигрывать. С другой – невозможно предсказать собственное психологическое состояние. Поэтому нет разницы, где концерт – в Новосибирске, Москве, Нью-Йорке или Ордынском. Может что-то давить на плечи, например репертуар. Но на сцене это не играет роли – там думаешь о том, что ведешь за собой аудиторию. Так что и в Москве два концерта могут пройти с разительной разницей.

Вы видите лица в публике?

– Я посматриваю в зал, какое выражение лица у тех людей, которые случайно попадают в поле моего зрения, хотя основное внимание забирают технические проблемы, стоящие перед исполнителем. Это особая тема – для кого человек играет, кто для него является точечной аудиторией. Среди слушателей есть коллеги и не коллеги, музыканты и не музыканты. Есть люди, которые впервые пришли на концерт. Бывают вечера, когда зал полон потому, что проект необычный или модный. Не хочу сказать, что артист должен непременно заигрывать с публикой, но что-то такое должно происходить, чтобы увлечь тех людей, которые, может, поначалу боятся, что станут играть бисы.

Бывает, что вы вдруг несобранны, а зал заводит?

– Заводит музыка.

В этом году география фестиваля очень расширилась. Вы не хотите его как-то локализовать или собираетесь двигаться еще дальше?

– Концепция такова: Новосибирск – это центр, фестиваль выстраивается вокруг программы в зале Каца. Дальше поступают предложения и приглашения из других городов, и в итоге мы стараемся сделать как можно больше. Но Транссиб – это Транссиб, города, стоящие на магистрали, должны быть соучастниками. Я надеюсь, что если не в 2017-м, то через год у нас появятся европейские страны, которые замкнут мост между Востоком и Западом, ради которого в свое время затевалась железнодорожная магистраль.

Странно, что среди спонсоров фестиваля нет РЖД.

– Будем над этим работать. Сегодня наш Транссиб достиг уже Израиля – у нас выступило много музыкантов оттуда, туда мы везем детский оркестр из Новосибирска.

Случай с Борисом Березовским, отменившим в последнюю минуту участие в трех камерных концертах, не первый в истории мировых фестивалей, но, судя по пресс-релизу, для Транссиба отказ был болезненным.

– Пианист заболел.

И не приехал на фестиваль во второй раз?

– Во второй раз заболел.

Дождемся следующего года?

– Не думаю, что пригласим, два отказа – плохая традиция. У меня у самого были такие ситуации с вынужденными отменами. Однажды из-за болезни сорвались гастроли в Центральную Америку. Месяц назад должен был ехать снова – и во второй раз грипп, температура 38,5... пришлось долечиваться в самолете, отменить гастроли во второй раз – это скандал. Но такие вещи решаешь для себя сам, все равно никто особого спасибо за то, что прилетел больным, не скажет. С другой стороны, здоровье одно, каждый рискует им. Так что я не ставлю это в вину Березовскому. Зато к нам приехал Константин Лифшиц, которого я очень ценю. Когда я ему позвонил, он как раз садился в самолет, собирался домой. Отвечает sms – насколько срочен разговор? Я ему звоню: «Срочно!» Он вышел из того самолета и полетел к нам, спас сложную программу.

На первом фестивале вы впервые выступили и как дирижер. Понравилось?

– Пришлось спасать концерт, тогда не смог приехать Гергиев. Но дирижирование – не мое занятие. Хотя сразу поступили предложения возглавить три европейских оркестра.

Известно о заказе сочинения одному английскому композитору для фестиваля 2018 г. – а как с 2017-м?

– Пока не могу назвать имя российского композитора, еще нет контракта.

Кто оплачивает заказ?

– Я ищу партнеров. В 2018-м это два оркестра, из Германии и Турции. Затраты делятся на три части, иначе невозможно. А заказы важны – появляется документ. Ведь интерпретаторы исчезают, их сменяют новые поколения, и сегодня на память остаются компакт-диски и – если повезет, это всегда кот в мешке – замечательный концерт.

– Еще одно новое направление в будущем году – лекции.

– Сейчас все реже говорят о музыке, и, кажется, публика все меньше понимает о чем она, собственно. Известно, что о любви, но о чем еще?

У благотворительного фонда Вадима Репина, вместе с новосибирской филармонией организующего фестиваль, нет долгосрочного договора с городом. Если случится кризис, фестивальный бюджет исчезнет?

– Бюджет, думаю, сохранится и будет выражаться в прежних цифрах, что, конечно, скажется на наших возможностях.

Это же как жизнь на пороховой бочке?

– Иначе здесь пока не получается.

Алексей Мокроусов, Ведомости

Партнеры

Кинотеатр "Победа"
Медицинский центр «Блеск»
Группа компаний "Новоконстрой"
ВТБ24
Чашка кофе
Балкан гриль
Московская биржа
Favorit cheese
Формажжио
Рестораны Дениса Иванова-1
Amour (цветочный магазин)
Прима линия
Хилтон Новосибирск
Клиника Елены Соловьёвой
Шашлыкофф
Дудник
Communications advertising group
Парадиз
AZIMUT Отель Сибирь
Аэродром «Мочище»
ОАО «Синар»
Альянс Франсез
ООО «ЗапСибИнтернешнл»
Ресторанный комплекс Bierhof
ООО «Байт»
Компания «Дизайнмастер»
Ресторация Город N
Реклама онлайн

Информационные партнеры

Музыкальное обозрение
Музыкальный журнал
Музыкальная жизнь
Музыкальный клондайк
СТС-МИР
Ретро фм
Тайга
Сибкрай
ОТС
Академия новостей
Афиша Новосибирска
Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
СТИЛЬ журнал
Новая Сибирь
Статус журнал
Аргументы и факты