Невероятный Страдивари

16 марта 2017
Название крупнейшего российского проекта знаменитого музыканта Вадима Репина - Транссибирский Арт-Фестиваль, который пройдет в Сибири уже в четвертый раз.

В этом сезоне концерты под грифом фестиваля развернутся в Новосибирске, Красноярске, в Бердске, Искитиме, Ордынском, впервые - в Тюмени, а также в несибирских городах - Петербурге и Самаре. Расширится и международная карта Транссиба. О том, что ждет публику на концертах с 15 марта по 28 апреля, о знаменитых гостях фестиваля читателям "РГ" рассказал худрук фестиваля Вадим Репин.

Фестиваль, начинавшийся в Новосибирске, раскинулся уже не только по городам Сибири, но и по разным странам?

Вадим Репин: Как в прошлом году, наш фестиваль продолжится в Японии. Но впервые у нас будет "окно в Европу": концерт в Брюсселе, в Европарламенте, в зале имени Менухина. Уже ведутся переговоры во Франции и других странах. Недавно я был в Белграде, где обсуждал с министром культуры Сербии создание еще одного дружеского культурного моста.

Что представите публике в этом году?

Вадим Репин: У нас будет несколько акцентов в программах: один из них - аутентичная музыка. В Новосибирске, например, никогда не исполнялись "Страсти по Иоанну" Баха, и к нам приедут замечательные певцы из Германии и Австрии. Также выступит Джулиано Карминьола - скрипач и дирижер, который исполняет музыку Вивальди, как никто в мире. Будет органный концерт Александра Князева, где мы несколько произведений сыграем дуэтом. День этого концерта совпал с днем рождения И. С. Баха. Случай, но ведь как правильно получилось! Будет у нас звучать и камерная музыка. Музицирование вдвоем, втроем, вчетвером - наилюбимейшая часть моей жизни, которая пришла ко мне достаточно поздно, в 18 лет. В будущем мы планируем расширить камерную часть программы.

На вашем фестивале всегда бывали музыкальные премьеры. Что представите в этом году?

Вадим Репин: Особым музыкальным событием станет исполнение валторнового Трио Иоганнеса Брамса. Это произведение редко исполняют, потому что в нем стоит невероятно сложная задача звукового баланса: труба, особенно современная валторна, в нем начинает просто орать. Это сочинение написано для оригинальной валторны, где клапанов не было, и звуковые полутона достигались языком и губами исполнителя. И вот когда играешь это трио с оригинальным инструментом, то все проблемы баланса просто снимаются. Брамс это понимал, поэтому выбрал именно такой состав трио: фортепиано, скрипка и валторна. Но пока ни один из современных великолепных валторнистов, которых я знаю, не набрался смелости, чтобы исполнить это трио на сцене. А Сергей Накаряков - он может. И хотя играет его на флюгельгорне, для меня это будет настоящее музыкальное откровение! Мы исполним его в Новосибирске и там же представим мировую премьеру Концерта для трубы-пикколо, флюгельгорна и оркестра Dreamdancers Энйотта Шнайдера, который написан для Сергея Накарякова и другого блестящего музыканта - Отто Заутера.

На прошлом фестивале у вас был уникальный проект со Светланой Захаровой - "Па-де-де на пальцах и для пальцев". Предстанете в этом году в таком дуэте?

Вадим Репин: Проект со Светланой Захаровой уникален, он был построен на нашем союзе: диалог балерины с музыкантом, отвечающим экспрессии движения и танца. Сейчас мы обсуждаем "Па-де-де-2" с одним из величайших итальянских хореографов и к 2019 году планируем сделать второй вариант, с участием двух-трех самых известных современных хореографов.

Помимо знаменитых солистов, у вас в этом году на фестивале будет настоящий парад дирижеров?

Вадим Репин: Для меня очень важен концерт, который мы делаем для Владимира Ивановича Федосеева к его юбилею. Мы дружим за сценой и вместе выступали на всех континентах, кроме, может быть, Австралии. Мне очень хотелось отметить его юбилей и пожелать ему многих лет здоровья, хотелось, чтобы он провел у нас концерт в свою честь. К нам приедут замечательные дирижеры Андрис Пога и Лари Фостер - уникальный дирижер, масштаба Лорина Маазеля. Приедет и Владимир Спиваков со своим оркестром. В Новосибирске мы с ним впервые сыграем вместе Двойной концерт Баха. Я очень уважаю Владимира Спивакова как музыканта, как артиста. Мы часто встречались на сценическо-музыкальном полигоне, и его советы мне запомнились гораздо сильнее, чем чьи-то другие. Еще к нам приедет любимец всех русских артистов Илья Король. Он увлекается аутентичным исполнением в музыке, создал свой камерный оркестр в Австрии, его очень ценит Валерий Гергиев. Он представит у нас "Страсти по Иоанну". Кстати, у Ильи огромная коллекция манускриптов: оригинальные ноты, партитуры. И когда я бываю в Вене, мы часто встречаемся по этому поводу.

В этом году в Новосибирске - юбилеи: филармонии - 80 лет, консерватории - 60. Будут посвящения?

Вадим Репин: Весь фестиваль мы посвящаем Новосибирской области, а юбилею консерватории посвятим гала-концерт, в котором я тоже приму участие. В Петербурге мы отметим 40-летие Красноярского оркестра, которым теперь руководит Владимир Ланде. А в следующем году моей маме, Галине Георгиевне, исполнится 70 лет, и я планирую сыграть свой сольный рециталь. Она живет в Новосибирске и всегда приходит на все концерты. Мама до сих пор работает, полна идей, энергии, и меня это очень радует.

Вы раньше всегда играли на скрипке Гварнери, а теперь у вас Страдивари. Расскажите, что это за инструменты?

Вадим Репин: Скрипка Rode, на которой я играю сейчас - сказочный инструмент. Каждый раз, когда я беру первую ноту после того, как она сутки пролежала в футляре, во мне что-то происходит - это невероятное чувство. Гварнери Lafont, который был до Страдивари, один из поздних инструментов мастера. Из-за Хейфеца, Когана, Мильштейна, Менухина, Крейслера, которые играли только на Гварнери (кроме Ойстраха - он был "страдиварщиком"), у меня всегда была мечта играть только на Гварнери. Это была идея фикс до тех пор, пока я не поиграл на двух-трех скрипках и полностью не насладился исполнением. История же сложилась так, что мой друг, обладатель большой коллекции инструментов, предложил попробовать Страдивари. И в первый момент, когда я ее увидел, произошло то, что происходит до сих пор: первая нота - и какое-то совершенно невероятное наслаждение!

Трудно вам в России делать фестиваль классической музыки?

Вадим Репин: Академическая музыка, как и искусство, не могут быть самоокупаемыми. Или концерты классической музыки нужно делать на стадионах, или цены на билеты должны быть зашкаливающими. Поэтому существует меценатство, спонсорство, государственная поддержка. Наш попечительский совет возглавила Ольга Голодец, а РЖД помогает развивать наши путевые "магистрали". Очень важно, чтобы фестиваль рос именно в России. Та мечта, с которой рождался этот уникальный фестиваль, может исполниться даже скорее, чем мы думали. Пожелайте нам удачи!

Светлана Елина, Российская газета

Партнеры

Группа компаний "Новоконстрой"
ВТБ24
Чашка кофе
Балкан гриль
Московская биржа
Favorit cheese
Формажжио
Рестораны Дениса Иванова-1
Amour (цветочный магазин)
Прима линия
Хилтон Новосибирск
Клиника Елены Соловьёвой
Шашлыкофф
Дудник
AZIMUT Отель Сибирь
Компания «Восточный двор»
Аэродром «Мочище»
ОАО «Синар»
Альянс Франсез
ООО «ЗапСибИнтернешнл»
Ресторанный комплекс Bierhof
ООО «Байт»
Компания «Дизайнмастер»
Ресторация Город N
Реклама онлайн

Информационные партнеры

Музыкальное обозрение
Музыкальный журнал
Кинотеатр "Победа"
Музыкальная жизнь
Музыкальный клондайк
СТС-МИР
Ретро фм
Тайга
Сибкрай
ОТС
Академия новостей
Афиша Новосибирска
Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
ВС-TV.ru
Аргументы и факты