Новосибирск: яркие вершины программы фестиваля SibJazzFest-2012

10 декабря 2012
Надо ли исхитряться высчитывать новую нумерацию Новосибирского джаз-фестиваля, так удачно перезапущенного городской филармонией два года назад? (В 2010-м фестиваль объявлялся только что возобновлённым под новым названием, а в 2012-м внезапно оказался четвёртым по счёту). Или всё-таки будем считать, что три десятка лет истории крупнейшего в Сибири джазового форума продолжаются, пусть под разными названиями и с меняющимися по ходу десятилетий командами организаторов? Видимо, это совершенно неважно. Самое главное — что 14-17 ноября 2012 «перезапущенный» фестиваль вновь прошёл, как говорилось в годы его «неперезапущенной» юности, «на высоком организационном и идейно-художественном уровне», оправдал возлагавшиеся на него надежды и показал публике сибирской столицы довольно мощный пучок весьма сильных, разноплановых и вообще разнообразных по всеми показателям коллективов.

На сей раз программа состояла не только из одних иностранных гостей плюс коллективы Новосибирской филармонии (как это было два педыдущих года). В программу последнего дня фестиваля мощно вторгся «Академик-бэнд» народного артиста России Анатолия Кролла, представив новосибирцам едва ли не всю молодую поросль российской джазовой сцены сразу — в силу того, что в Российской академии музыки им. Гнесиных, при которой работает этот незаурядный оркестр, учатся молодые джазмены со всей страны. Среди множества новых имён (состав оркестра за последний год сильно обновился) сверкали вокалистки: Юлиана Рогачёва (см. её фото в конце этого репортажа), которая работает с оркестром уже шестой год, и новая певица Ольга Синяева, которую принимали в городе N. крайне тепло — ведь в Москву учиться она поехала именно из Новосибирска.

В тот же день новосибирский Биг-бэнд Владимира Толкачёва показал плоды своего сотрудничества с западногерманской вокалисткой Сильвией Дросте (Sylvia Droste). Фрау Сильвия — вокалистка с большой историей, доцент джазового вокала в Эссенской высшей школе, да ещё и «человек изнутри» германского джазового сообщества, несколько лет работавшая ведущей джазовой телепрограммы на ZDF (Втором общенациональном канале телевидения Германии). Она представила с сильным и исключительно дисциплинированным по звучанию новосибирским оркестром интересную программу джазовых аранжировок, выполненных главным образом Петером Хербольцхаймером — ныне, к сожалению, покойным мэтром германского оркестрового джаза, в последние годы жизни — лидером «Бундесджазоркестра» — BuJazzO, государственного молодёжного джазового биг-бэнда ФРГ. Увы, новосибирская публика приняла программу чуть менее тепло, чем могла бы: у нас как-то не очень привыкли к тому, чтобы американский джаз представляли неамериканские вокалисты, да ещё и, э-э, неаутентичных расовых характеристик (т.е. белые). А жаль, программа была весьма качественная, не в последнюю очередь благодаря сильной игре российского оркестра.

Если продолжать тему российского участия, то 16 ноября плотную программу музыки Хэрби Хэнкока показал квартет московского пианиста Ивана Фармаковского, удачно проиллюстрировавший и тему российско-американского джазового сотрудничества.

Квартет был московским только наполовину (сам Фармаковский и новая звезда российского джазового контрабаса Макар Новиков), а вторая половина представляла Нью-Йорк, причём на уровне верхушки современного мэйнстрима: на саксофоне играл Крэйг Хэнди (Craig Handy), а на барабанах — аж сам Джин Джексон (Gene Jackson). Квартет так глубоко погрузился в сочинения и стилистику Хэнкока, что с трудом вынырнул на семидесятой минуте, завершив всего лишь четвёртую по счёту пьесу. Но, ныряя в глубину, Фармаковский с лёгкостью утащил за собой значительную часть публики, так что аудитория, всплыв вместе с музыкантами, весьма тепло благодарила русско-американский ансамбль за показательное погружение, в котором все вместе выяснили, что большое множество нот на единицу времени (ежели уметь их правильно произвести) зачастую даёт гипнотический, духоподъёмный и даже в чём-то терапевтический эффект.

Наиболее полнозвучно тема российского джаза прогремела в финале фестиваля: два имевшихся на тот момент в наличии в сибирской столице биг-бэнда — московский Анатолия Кролла и новосибирский Владимира Толкачёва — сыграли полноценный big band battle, «битву биг-бэндов», в которой то поочерёдно, то — с мощью пушечного выстрела прямой наводкой — одновременно, высококачественно исполняли классику джаза американского. Увы, но через пятьдесят лет после начала попыток российских музыкантов создать в джазе что-то, основанное на национальных музыкальных традициях (как это уже много лет удаётся делать скандинавским, польским, итальянским, японским джазменам) лучший комплимент представителям российского джазового мэйнстрима до сих пор — «молодец, играет в точности как настоящий американец». Но зато американцев «наши» изображают иногда даже лучше, чем сами американцы!

Но самыми яркими моментами программы фестиваля всё-таки стали выступления некоторых зарубежных гостей. Некоторых — потому что не всех. За рубежами России в джазе тоже полно так называемой «шары» (неподготовленного музицирования, в котором музыканты пытаются «выезжать на мастерстве», то есть, обладая изрядным умением играть, заполняют своё выступление музыкальными шаблонами, мало что дающими уму и/или сердцу слушателя). Часть участников фестиваля, представивших на его сцене такую «шару», даже и называть в рамках репортажа не хочется — зачем? — в других ситуациях, без внезапных замен в составе и/или при наличии времени на репетиции, они могли бы показать совсем иной, более интересный результат.

Пожалуй, только нидерландское (точнее, нидерландско-цыганское, а ещё точнее, состоящее из нидерландских рома) Rosenberg Trio оказалось достойно упоминания. Это ностальгический коммерческий коллектив, который играет мастеровитое, магнитофонно точное воспроизведение популярного «цыганского джаза» а-ля Джанго Райнхардт 80-летней давности. Первые 15 минут их выступления слушались свежо и приятно, вот только оказались для чего-то пятикратно закольцованы — названия тем были разные, но в музыкальном плане бесконечное скоростное «полоскание» в минорном строе, с идеальным инструментальным мастерством производимое на акустической гитаре лидером Штóкэло Розенбергом (Stochelo Rosenberg) буквально километрами, от темы к теме практически не менялось, довольно быстро набив публике оскомину.

Чрезвычайно порадовал квартет итальянского баритон-саксофониста и бас-кларнетиста Карло Актис Дато (Carlo Actis Dato). Уж у этих-то ничего не повторялось, хотя общий стиль читался весьма просто и в то же время был вполне оригинален: это развесёлое смешение здоровой музыкальной клоунады, вековых национальных традиций итальянских уличных духовых оркестров и, собственно, джаза, причём с определённым «авангардным» оттенком. Впрочем, далеко в авангард четыре бесшабашных итальянца ходить не стали, оставаясь всё время на улично-развлекательной стороне, но практически ни разу не переступив грань качественного вкуса и умудряясь подавать свои развесёлые джаз-тарантеллы большей частью как всё-таки концертное, сценическое искусство — ну, за исключением тех моментов, когда карнавально-уличная стихия всё-таки побеждала и сеньор Актис Дато, а также его саксофонист/кларнетист Беппе Ди Филиппо, басист Матео Равидза и барабанщик Даниэле Бертоне бросались «в народ», вот как в пьесе с замечательным названием «Не кормите музыкантов».

Ярчайшим концертом фестиваля, как считают многие, оказался первый (14 ноября) — выступление группы 4th Dimension великого джаз-рокового гитариста Джона Маклафлина (Великобритания). 70-летний Маклафлин привёз в Сибирь тот же состав своей новой группы, с которым он работает в последние годы по всему миру: индийский барабанщик Ранджит Барот (Ranjit Barot), прославленный французский (родом из Камеруна) электробасист Этьен М’Баппе (Etienne M’Bappe) и британец Гэри Хазбанд (Gary Husband), который играет в «Четвёртом измерении» и на клавишных инструментах, и на второй ударной установке. Обрушив на публику всю мощь своей электрической стороны (а у Маклафлина есть ведь и акустические проекты, не менее сложные и сильные, но в чём-то более изысканные стилистически), ветеран и суперстар электрогитарной импровизации, чьи первые значительные соло звучат ещё на первых джаз-роковых альбомах самого Майлса Дэйвиса на рубеже 1960/70-х гг., показал сибирской аудитории, согласно старинной советской пословице, что есть ещё «и порох в пороховницах, и ягоды в ягодицах», и что он до сих пор не только один из самых мудрых и глубоких мастеров электрогитары, но и один из самых скоростных и мастеровитых.

Но тройной концерт 16 ноября оказался ничем не слабее по совокупному впечатлению. Именно в этот день нырял в музыку Хэрби Хэнкока квартет Ивана Фармаковского (см. выше), но его выступление составило только второе отделение концерта, в котором были ещё стилистически контрастные, но великолепные по качеству первое и третье.

В первом отделении играл нью-йоркский Creative Collective. Это четыре музыканта, играющих вместе (не постоянно, но регулярно) скоро уже 20 лет. На барабанах — наименее, наверное, известный из всех четверых, но чрезвычайно изобретательный, умный и глубоко укоренённый в «креативной» афроамериканской традиции 1960-х гг. Алвин Филдер (Alvin Fielder). На контрабасе — арт-директор прославленного нью-йоркского фестиваля авангардного джаза Vision Festival, легендарный Уильям Паркер. И, наконец, два фронтмена: странный, на грани натурального музыкантского безумия, но невероятно виртуозный пианист Йоэл Футерман (Joel Futerman — так и подмывает произнести «Джоэл», но сам он, как выяснилось, говорит «Йоэл») и 77-летний ветеран новоджазового саксофона — Кидд Джордан (Kidd Jordan), воспитавший в Университете Луизианы не одно поколение первосортных импровизаторов в стилистике традиционного и современного джаза, но сам всю жизнь работающий исключительно в идиоме свободной импровизации.

Всё вместе — страстные, мерцающие, как призрачный сон, новоджазовые литании, в которых добротный фри-джаз в манере 60-х беспрестанно сталкивается с новейшими тенденциями свободного музицирования, где каждый следующий поворот ансамблевой импровизации совершенно спонтанен, но чётко подхватывается и разрабатывается всем коллективом, вполне заслужившим своё наименование «Творческого».

А финалом концерта послужило выступление ещё одной звезды классического фьюжн, помимо Маклафлина — французского скрипача Жан-Люка Понти (Jean-Luc Ponty), прославленного участием как в «джаз-джаз-роковых» группах 1970-х — Return To Forever клавишника Чика Кориа и Mahavishnu Orchestra того же Маклафлина, так и «рок-джаз-роковых», прежде всего проектах гитариста Фрэнка Заппы, с которым Понти записывался как на сольных его альбомах, так и на пластинках группы The Mothers of Invention. Квартет, с которым месье Жан-Люк уже неоднократно приезжал в Россию (начиная с рубежа столетий), имел на борту нового (и чрезвычайно скорострельного!) барабанщика по имени Дамьен Шмитт (Damien Schmitt), который играет также во французской фьюжн-супергруппе Sixun, ансамбле новой суперзвезды электробаса Адриена Феро и других колективах, а также двух старых знакомых: басист Ги Нсанге Акуа (Guy Nsangué Akwa) и клавишник Уильям Лекомт (William Lecomte) уже приезжали с Понти в разные годы.

Вместе музыканты представили «сбалансированную» программу из массы авторских сочинений Понти самых разных лет — от атмосферной «музыки настроений» и лёгкого фьюжн на африканизированной этно-основе последних десятилетий до джаз-роковой классики 70-х (впрочем, как обычно у Понти — сдержанной и строгой, хотя и исключительно виртуозно сыгранной).

Была даже одна неожиданная экскурсия в джаз: в какой-то момент Понти и Лекомт остались на сцене вдвоём, синюю электрическую «виолектру» сменила обычная деревянная четырёхструнная скрипка (хотя с электрическим звукоснимателем), и прозвучал… Телониус Монк, как обычно — угловатый и ироничный, но при этом по-жанлюковски элегантный.

Отличный фестиваль получился, в общем!

Опубликовано Джаз.Ру

Партнеры

Группа компаний "Новоконстрой"
ВТБ24
Чашка кофе
Балкан гриль
Московская биржа
Favorit cheese
Формажжио
Рестораны Дениса Иванова-1
Amour (цветочный магазин)
Прима линия
Хилтон Новосибирск
Клиника Елены Соловьёвой
Шашлыкофф
Дудник
AZIMUT Отель Сибирь
Компания «Восточный двор»
Аэродром «Мочище»
ОАО «Синар»
Альянс Франсез
ООО «ЗапСибИнтернешнл»
Ресторанный комплекс Bierhof
ООО «Байт»
Компания «Дизайнмастер»
Ресторация Город N
Реклама онлайн

Информационные партнеры

Музыкальное обозрение
Музыкальный журнал
Кинотеатр "Победа"
Музыкальная жизнь
Музыкальный клондайк
СТС-МИР
Ретро фм
Тайга
Сибкрай
ОТС
Академия новостей
Афиша Новосибирска
Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
ВС-TV.ru
Аргументы и факты