Познание вечной музыки

14 октября 2015
Новосибирский академический симфонический оркестр в концертном сезоне 2015—2016 гг. отметит 60-летие. В канун юбилея впервые за всю историю своего существования ведущий творческий коллектив филармонии открыл свой сезон не в родных стенах и даже не в России, а за рубежом.

Преамбулой к юбилейному сезону стало гастрольное турне оркестра по Италии. В начале сентября коллектив выступил на главной концертной площадке Турина -– в зале Джованни Аньелли, построенном в стиле хай-тек, рассчитанном на 1900 слушателей и расположенном в перестроенном корпусе автомобильного завода «Фиат». Новосибирский академический симфонический оркестр исполнил там Третью и Пятую симфонии Бетховена и произведения Чайковского: Концерт для скрипки ре мажор и Шестую симфонию.

Играть музыку западного композитора в западных странах –- довольно ответственное дело, ведь их зрители заранее настроены на то, что российские оркестры будут представлять музыку своих композиторов -– Чайковского, Прокофьева, Шостаковича, Рахманинова, и выбор Бетховена в этом случае был в некотором смысле риском.

Серьезность выступления подчеркнуло и участие в международном музыкальном фестивале MiTo (в рамках которого и прошло выступление в Турине) еще таких коллективов, как Санкт-Петербургский филармонический оркестр под управлением Юрия Темирканова и оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

Уже в Вероне Новосибирский академический симфонический оркестр выступил в старейшем зале Teatro Filarmonico наряду с Лондонским филармоническим оркестром и Камерным оркестром I Virtuosi Italiani. Европейские гастроли новосибирского оркестра в текущем сезоне на этом не заканчиваются — имеются планы коллектива на большое европейское турне весной (как раз накануне юбилейного концерта коллектива 29 марта) по городам Испании, Германии, Австрии и Хорватии.

Уже в Новосибирске на открытии сезона оркестр исполнил самую первую программу, сыгранную тогда еще молодым коллективом в далеких 1950-х годах. 60 лет назад в «Итальянском каприччио» Чайковского и его же Концерте для фортепиано с оркестром № 1 солировал народный артист СССР Эмиль Гилельс. Также в программу входила Десятая симфония Шостаковича.

В этом же году солистом в этой же программе выступил пианист с мировым именем, заслуженный артист России Дмитрий Алексеев, который лично знал Арнольда Каца, бессменного руководителя и основателя Новосибирского симфонического оркестра, и для которого великий маэстро даже после своей смерти остается дорогим человеком.

Из самых значимых событий, которые ожидают оркестр в новом сезоне, можно, пожалуй, считать дебютное выступление в Концертном зале Мариинского театра.

Поможет оркестр в новом сезоне и подрастающему поколению. Так, коллектив будет аккомпанировать участникам на IX Международном юношеском конкурсе им. П. И. Чайковского и примет участие в абонементах, автором и ведущим которых является выдающийся музыкальный критик, радио- и тележурналист Артем Варгафтик.

Вот уже несколько десятилетий Новосибирский академический симфонический оркестр собирает ту новосибирскую публику, которая живет вместе с ним от концерта до концерта. В этой связи может возникнуть естественный вопрос о некотором повторении репертуара, основанного, прежде всего, на гигантах классической музыки. Как пояснил главный дирижер и художественный руководитель Новосибирского академического симфонического оркестра Гинтарас Ринкявичус, такое впечатление может сложиться у человека, если он посещает два года подряд концерты, где исполняются произведения одного и того же композитора. Скажем, в этом году он услышал Пятую симфонию Чайковского, а через год -– Шестую. А вообще у оркестра достаточно произведений, исполняемых впервые, –- нужно просто внимательно следить за афишей. Хотя именно на проверенных временем гениальных сочинениях как раз и поддерживается зрительский интерес к оркестру и вообще к классической музыке.

«Во всех филармониях мира программы повторяются, — убеждает Гинтарас Ринкявичус. — Если человек слушает один раз Пятую симфонию Бетховена, то она ему просто нравится. Когда он слушает ее второй раз, то находит там гораздо больше. Так происходит познание музыки у слушателя. И слушать третий раз Десятую симфонию Шостаковича будет гораздо приятнее, гораздо милее — тогда можно больше влюбиться в эту музыку. А уж про дирижирование я и не говорю. Спустя двадцать лет с тех пор, как я начал дирижировать произведения Шостаковича, не перестаю восхищаться этой музыкой. Познание музыки гениальных сочинений –- это процесс. И поэтому нет ничего страшного в том, что некоторые гениальные сочинения повторяются».

Поддерживает маэстро в этом отношении и Дмитрий Алексеев: «Когда я был совсем молодой, мне казалось, что концерт Чайковского совсем невозможно играть, потому что эта музыка каждый день звучит по радио, по телевизору, на конкурсах Чайковского… Сейчас же с каждым годом я все больше и больше люблю эту музыку, хотя столько уже слышал ее и играл, сотни, тысячи раз. И я согласен, что в великой музыке артист-музыкант, исполняющий ее, всегда находит что-то новое, замечательное, что-то, чего раньше не замечал, и снова прикасаться к этой музыке — это всегда удовольствие»
Яна Доля, Честное слово

Партнеры

Московская биржа
ВТБ24
Чашка кофе
Формажжио
Балкан гриль
Favorit cheese
Группа компаний "Новоконстрой"
AZIMUT Отель Сибирь
Компания «Восточный двор»
Аэродром «Мочище»
ОАО «Синар»
Альянс Франсез
Бюро №17
ООО «ЗапСибИнтернешнл»
Ресторанный комплекс Bierhof
ООО «Байт»
Компания «Дизайнмастер»
Ресторация Город N
Реклама онлайн

Информационные партнеры

Музыкальное обозрение
Музыкальный журнал
Музыкальная жизнь
Музыкальный клондайк
СТС-МИР
Ретро фм
Тайга
Сибкрай
ОТС
Академия новостей
Афиша Новосибирска
Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
ВС-TV.ru
Аргументы и факты