«Русский февраль в симфоническом сезоне»

8 апреля 2011
Случайно ли, преднамеренно, но так уж получилось, что февраль симфонического сезона 2010-2011 гг. в Новосибирской филармонии был отдан целиком и полностью русской музыке. Точнее – русской симфонической классике двух столетий, от Глинки до Шостаковича. Правда, выбор обеих концертных программ не задавался какой-либо исторической или стилистической идеей, но, все же, сопоставляя исполненные произведения – даты их создания, личности и возраст авторов, некоторые другие исторические факты, – можно обнаружить во всем этом некие показательные для истории отечественной музыкальной культуры приметы.

Так, в первой из программ (14.02.2011) звучали рядом М. Глинка и С. Рахманинов, творчество которых – это начало и завершение эпохи отечественной музыкальной классики, добавим – романтической классики. Но «Вальс-фантазия» в его оркестровом варианте создавался уверенной рукой Мастера – гениального композитора, уже прошедшего творческое испытание Истории двумя операми. «Вальс-фантазия», вместе с испанскими увертюрами и «Камаринской», знаменовал начало ошеломляющего по размаху самобытного пути отечественной оркестровой культуры. Рахманинов же был представлен одним из первых своих публичных творческих шагов – Первым фортепианным концертом, сочиненным совсем юным, 19-летним музыкантом (опус № 1!), – произведением, где гениальность и мастерство были еще лишь обещаны, но обещаны весьма убедительно.

В этот же вечер была исполнена Первая симфония В. Калинникова – наследница традиций русского симфонизма, завещанных Глинкой, Чайковским, Бородиным. Один весьма уважаемый музыкант, обмениваясь впечатлениями после концерта и горячо приветствуя исполнение симфонии, назвал ее первой и единственной по-настоящему русской симфонией во всей русской музыкальной классике. Не ввязываясь в художественно-эстетическую полемику, необходимо все же заметить, что подобное суждение возможно лишь при полном игнорировании таких явлений, как, например, обе симфонии А. Бородина. Да и симфонические полотна П. Чайковского – чем они менее «русские»?

Сказанное выше, однако, нисколько не направлено против исполнения Первой симфонии В. Калинникова, тем более что дирижеру этого вечера В. Вербицкому вместе с оркестром удалось раскрыть музыкально-образный мир произведения во всем его мелодическом и темброво-гармоническом многообразии. То же, и даже в большей степени, наблюдалось в исполнении «Вальса-фантазии» М. Глинки: музыка проникновенно лилась в зал, и ее бесконечное вращение не вызывало утомления.

Вообще нужно отметить, что в исполнительском плане этот концерт одарил публику благородной изысканностью интерпретации, эмоциональной полнотой, однако без «романтических» преувеличений и излишеств. Дирижер, оркестр и солист Д. Карпов добились того не слишком частого качества, которое можно было бы назвать художественной целостностью концерта.

Во второй программе были представлены произведения П. Чайковского и Д. Шостаковича, симфоническое творчество которых можно, без преувеличения, назвать вершиной отечественного симфонизма XIX и XX веков. Но был ли безоблачно радостным их творческий путь? Не говоря уже о Шостаковиче, даже в отношении Чайковского этого не скажешь. Наряду с признанием, обоим часто сопутствовали непонимание, безразличие или откровенное злопыхательство (заметим, что всего этого было предостаточно в жизни и Глинки, и Рахманинова, и Калинникова). Так, Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского изначально не был понят и принят даже близким другом и наставником композитора, великим русским пианистом и музыкальным деятелем Н. Рубинштейном, ставшим, впрочем, впоследствии одним из лучших исполнителей произведения.

Больше всех в этом плане «повезло» Шостаковичу: высшее руководство государства «от имени народа и в интересах народа» дважды подвергло творчество композитора публичному шельмованию. И вот ведь какое любопытное совпадение – оба раза это происходило в феврале: 1936 г. (редакционная статья газеты «Правда» «Сумбур вместо музыки») и 1948 г. (постановление ЦК ВКПб «Об опере В. Мурадели “Великая дружба”»). В концерте 21 февраля 2011 г., через 75 лет после одиозной публикации в «Правде» (не правда ли, почти юбилейная дата), исполнялась Пятая симфония композитора, о которой в то время говорилось, что этим сочинением композитор якобы продемонстрировал свою «творческую перестройку» в ответ на партийную критику. Пусть это останется на совести тех, кто так писал и говорил, но в действительности Шостакович – автор «Носа» и «Леди Макбет Мценского уезда» – и в своей Пятой симфонии остался тем же Шостаковичем: художником с мощнейшим творческим мышлением, чуткой и ранимой душой, непоколебимой совестью. То, что впоследствии так потрясающе сказалось в Восьмой. Десятой и Тринадцатой симфониях, в «Казни Степана Разина», в ряде квартетов и т. д., – вся многомерная трагедийность бытия мира и нашей страны, может быть, еще не так открыто и страстно, но есть уже здесь, в Пятой симфонии. Показательно, что в 1940 г. композитор был удостоен Сталинской премии, но не за симфонию, а за сочиненный двумя годами позднее фортепианный квинтет – прекрасное произведение, однако, не содержавшее в себе того трагедийного пафоса, которым пронизана симфония. Думается, дирижер концерта Г. Ринкявичус настолько хорошо это осознает и чувствует, что сумел сильно и убедительно передать свое постижение творения Шостаковича оркестру, а вместе с ним – и залу.

Постоянные слушатели симфонических концертов, возможно, заметили одну подробность в поведении публики: нередко в концерт приходят ради того, чтобы послушать игру какого-либо выдающегося солиста, и, если его выступление происходит в первом отделении, то к исполнению симфонии во второй части вечера аудитория редеет, притом весьма заметно. К счастью и к чести посетителей февральского концерта, этого не случилось, и симфония звучала при полном зале.

Что касается Первого фортепианного концерта Чайковского, то здесь мы имели возможность в полной мере оценить великолепное пианистическое мастерство А. Палея, его владение богатой нюансовой палитрой, кажущейся безграничной. Пианист как будто погружался вместе с залом в красоты произведения, любуясь каждым поворотом мелодики, гармонии, ритмо-темповой динамикой. Правда, иногда возникало ощущение, что в этом любовании на время исчезает ощущение единого целого, той по-настоящему симфонической драматургии, которая характерна не только для симфоний Чайковского, но и для его инструментальных концертов, оркестровых сюит, увертюр-фантазий, опер, балетов, камерных ансамблей. Впрочем, несправедливо было бы адресовать этот упрек одному лишь солисту. Думается, что при том уровне исполнительского мастерства, которым владеют и А. Палей, и Г. Ринкявичус, вполне можно было ожидать от обоих единства исполнительского плана сочинения. Может быть, для этого было недостаточно времени?..

Однако не хотелось бы завершать разговор о февральских симфонических концертах на ноте сожаления. Общий итог обоих концертов – и в совокупности, и каждого в отдельности – это огромная радость от общения с высоким искусством во всех его компонентах, и композиторском, и исполнительском. Ибо только при наличии обоих этих факторов музыка живет реально и полнокровно. Возвращаясь еще раз к «драматургии программ», хочется подчеркнуть, что в ней, пусть даже случайно, возникла та арка единства, в которой отразился сложнейший и стремительный путь русского симфонического искусства: ведь между «Вальсом-фантазией» Глинки и Пятой симфонией Шостаковича расстояние менее столетия. Но в эти девять десятков лет отечественная музыка прошла путь становления, достижения самобытности (то есть стала «истинно русской» даже в своих восточных, испанских или иных заморских путешествиях, даже осваивая сложную музыкально-языковую лексику XX в., притом не позже, а раньше Запада) – и, скажем без преувеличения, завоевания мира.
Яков Файн, «Новая Сибирь» 08.04.2011, № 14 (964)

Партнеры

Группа компаний "Новоконстрой"
ВТБ24
Чашка кофе
Балкан гриль
Московская биржа
Favorit cheese
Формажжио
Рестораны Дениса Иванова-1
Amour (цветочный магазин)
Прима линия
Хилтон Новосибирск
Клиника Елены Соловьёвой
Шашлыкофф
Дудник
AZIMUT Отель Сибирь
Компания «Восточный двор»
Аэродром «Мочище»
ОАО «Синар»
Альянс Франсез
ООО «ЗапСибИнтернешнл»
Ресторанный комплекс Bierhof
ООО «Байт»
Компания «Дизайнмастер»
Ресторация Город N
Реклама онлайн

Информационные партнеры

Музыкальное обозрение
Музыкальный журнал
Кинотеатр "Победа"
Музыкальная жизнь
Музыкальный клондайк
СТС-МИР
Ретро фм
Тайга
Сибкрай
ОТС
Академия новостей
Афиша Новосибирска
Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
ВС-TV.ru
Аргументы и факты