Сергей Крылов – впервые в Новосибирске

17 февраля 2012
Ярким событием в художественной жизни Новосибирска стало выступление выдающегося музыканта виртуоза-скрипача Сергея Крылова, впервые представшего перед публикой города в качестве солиста и дирижера с Новосибирскими академическим симфоническим оркестром.

Сергей Крылов – один из самых известных и востребованных музыкантов нашего времени. О его таланте говорят – даже Паганини может оказаться второй скрипкой, если на первой играет Крылов. Дорогого стоят слова Мстислава Ростроповича о своем молодом коллеге, как одном из лучших скрипачей мира. Сергея Крылова отличает редкая творческая продуктивность, невозможная без умения самоорганизации, поразительной работоспособности и очень сильной воли и характера. Музыкант совмещает сольную исполнительскую, дирижерскую и педагогическую деятельность. Репертуар виртуоза огромен. Восхищает плотность и география гастрольной жизни Сергея Крылова, масштаб и разнообразие творческих контактов.

Два блестящих музыкальных вечера состоялись 9 и 10 февраля в Доме ученых СО РАН и во Дворце культуры железнодорожников – абонементы №№ 2 и 1 соответсвенно. Концертную программу составили шедевры мирового западно-европейского классико-романтического репертуара – концертная увертюра «Сон в летнюю ночь», Концерт для скрипки с оркестром ми минор Мендельсона и Героическая симфония Бетховена.

Первое отделение прошло под знаком романтического колорита музыки Мендельсона. С первых взмахов дирижерской палочки фантастическое «лесное» звучание хора деревянных духовых и валторн, шелестящий звук скрипок divisi staccato погрузили слушателей увертюры «Сон в летнюю ночь» (1826) в пантеистический мир чудных образов природы, светлых фантастически-скерцозных образов. Напомним, что это очаровательное произведение написано 17-летним Мендельсоном под впечатлением от одноименной комедии Шекспира. Об этом опусе Шуман говорил: «расцвет юности чувствуется здесь, как, может быть, ни в каком другом произведении композитора». Новосибирский симфонический оркестр под руководством Сергея Крылова мастерски тонко донесли юношескую легкость, некогда отмеченные Чайковским оригинальность, вдохновенность и поэтичность этого неувядаемого романтического шедевра.

Далее в программе концерта прозвучало одно из лучших творений позднего творчества Мендельсона – знаменитый ми-минорный Концерт для скрипки с оркестром (1844). Здесь Сергей Крылов предстал перед аудиторией в двойном амплуа – как солист (львиная доля всего произведения) и как дирижер (на весьма маленьких «островках» молчания солирующей скрипки). Стоит отметить, что, с одной стороны, двойственная роль солиста воспринимается зрителем по-театральному эффектно, дает аудитории необычайный заряд энергией и держит ее внимание. В тоже время, отсутствие в данном контексте третьего лица – дирижера, весьма рискованное и трудное в технологическом плане дело. Подобная ситуация требует колоссальной концентрации внимания, предельной исполнительской мобильности и реакции от всех участников исполнения скрипичного концерта – и солиста, и особенно оркестрантов. В тоже время, это ни коим образом не должно сказываться негативно на художественной стороне воплощения произведения. Задача не из простых. Однако, блестящее исполнение Концерта Мендельсона очередной раз демонстрирует высокий уровень профессионализма и подготовки музыкантов симфонического оркестра. Солирующая же скрипка Сергея Крылова – вне всяких похвал! Это пример, когда потрясающая виртуозность маэстро, в тандеме с оркестром, на сто процентов направлена на раскрытие художественного замысла сочинения Мендельсона: лирико-психологической, взволнованной, с моментами истинно бетховенской патетики первой части Концерта, светлых романтических образов второй части и воздушной фантастической скерцозности Финала.

Публика, воодушевленная услышанным, рукоплескала и не думала покидать зал на антракт. Сергей Крылов исполнил «на бис» небольшую сольную программу, которая стала своего рода «концертом в концерте», где виртуоз продемонстрировал феерическую технику владения инструментом. Прозвучала первая часть скрипичной сонаты № 2 Изаи — «Одержимость», основанная на теме Третьей Партиты Баха, подобно тонкому психологическому диалогу сквозь время двух композиторов. Вторым номером маэстро также обратился к фигуре великого Баха, с потрясающей художественной глубиной исполнив знаменитую Токкату и фугу ре-минор в транскрипции Фокс-Лефрича. Заключительным номером стал тринадцатый Каприс Паганини, невольно вызвавший своими юмористическими интонациями улыбки на лицах слушателей.

Во втором отделении Сергей Крылов в полной мере представил дирижерскую сторону своего таланта, продирижировав колоссальным по сложности и масштабу художественного замысла симфоническим полотном – Третьей, Героической симфонией (ми-бемоль мажор), в которой, по словам Чайковского, «раскрылась впервые вся необъятная, изумительная сила творческого гения» композитора. С первых аккордов симфонии словно бетховенский дух проявился в облике дирижера: пронзительный взгляд, невероятная собранность, сдержанность в жестах, перерастающая в экспрессивную жестикуляция в кульминационных зонах. Каждую секунду ощущалось напряженное движение мысли дирижера, чутко подхватываемое оркестром, направленное на планомерное развертывание художественного замысла произведения без чуждых излишеств и преувеличений. «Героическая симфония несет в себе огромное количество информации, – отметил Сергей Крылов, – подобно тому, как наблюдаешь фрагменты видео через музыку. Жизни не хватит, чтобы эту симфонию до конца прочувствовать…».

Обращают на себя внимание некоторые дирижерские нововведения. Как истинный профессионал в области скрипичного искусства, Сергей Крылов предложил, в частности, иной взгляд на такие важные нюансы, как штрихи, направление движения смычка у струнных, что качественным образом отразилось на интонации, фразировке основного тематизма симфонии. В конечном результате, все эти моменты были весьма убедительны и художественно оправданы.

Необходимо отдать должное оркестру, который мастерски, как в техническом, так и художественном плане, воплотил все нюансы дирижерского видения этого грандиозного симфонического шедевра.
– Я серьезно занимаюсь сольной деятельностью, — в своем интервью поделился Сергей Крылов, — но параллельно, если мне предоставляется возможность подирижировать Третьей симфонией Бетховена с таким шикарнейшим оркестром, как Новосибирский симфонический, я только за! Я очень уважаю этот оркестр и, как мне кажется, музыканты уважают меня.

Своими впечатлениями поделился концертмейстер симфонического оркестра Новосибирской филармонии Валерий Карчагин:
– Для нашего оркестра имеет важное значение все интересное, что привносит новый талантливый человек, казалось бы, в привычные вещи. Мы неоднократно исполняли Героическую симфонию Бетховена с самыми признанными мастерами дирижерского искусства. Со временем в оркестре сложились убедительные традиции исполнения этого произведения. Третью симфонию Бетховена оркестр очень любит и играет с величайшим удовольствием. Безусловно, человек креативный и творческий, каким является Сергей Крылов, всегда привнесет в эту симфонию что-то новое. В связи с тем, что испортить ее практически невозможно, все свежие интересные мысли с удовольствием воспринимаются оркестром, и творческий процесс, на мой взгляд, принес радость в одинаковой мере и музыкантам, и дирижеру.
Анна Пронина, музыковед

Партнеры

Группа компаний "Новоконстрой"
ВТБ24
Чашка кофе
Балкан гриль
Московская биржа
Favorit cheese
Формажжио
Рестораны Дениса Иванова-1
Amour (цветочный магазин)
Прима линия
Хилтон Новосибирск
Клиника Елены Соловьёвой
Шашлыкофф
Дудник
AZIMUT Отель Сибирь
Компания «Восточный двор»
Аэродром «Мочище»
ОАО «Синар»
Альянс Франсез
ООО «ЗапСибИнтернешнл»
Ресторанный комплекс Bierhof
ООО «Байт»
Компания «Дизайнмастер»
Ресторация Город N
Реклама онлайн

Информационные партнеры

Музыкальное обозрение
Музыкальный журнал
Кинотеатр "Победа"
Музыкальная жизнь
Музыкальный клондайк
СТС-МИР
Ретро фм
Тайга
Сибкрай
ОТС
Академия новостей
Афиша Новосибирска
Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
ВС-TV.ru
Аргументы и факты