Серьёзный комедиант

29 апреля 2016
В рамках Транссибирского Арт-фестиваля Новосибирск посетил австрийский скрипач, дирижёр и композитор Алексей Игудесман. Его комедийный дуэт с пианистом Юнг-Ки Джу имел успех не только на ведущих площадках мира, но и в интернете: канал музыкантов на YouTube собрал уже более 30 миллионов просмотров. В сотрудничестве с кинокомпозитором Хансом Циммером Алексей написал музыку к фильму Гая Ричи «Шерлок Холмс», которая была номинирована на премию «Оскар». В Новосибирске зрители фестиваля увидели мировую премьеру его авторской программы «Вальсы мира». Корреспонденту Сиб.фм Алексей Игудесман рассказал, зачем публике нужна физкультура, почему музыкантам важен YouTube и как шутить с помощью музыки.

Многие считают, что классическая музыка — это консервативная вещь, её нужно играть серьёзно и строго. Это точно не про вас. Как вам кажется, должны ли всё же быть какие-то рамки, или можно делать что угодно?

Я считаю, что даже фраза «классическая музыка» уже не имеет права на существование. Думаю, что есть просто хорошая музыка, а есть плохая, или музыка, которая нравится или не так нравится каждому. Если вспомнить, какой была классическая музыка во времена Бетховена или Моцарта — она была очень свободная. В концерте было типично услышать одну часть симфонии, потом кто-то пел арию, потом кто-то выступал с шутками. Например, на премьере скрипичного концерта Бетховена после первой части скрипач перевернул скрипку и играл с другой стороны. Почему? Чтоб люди посмеялись, чтоб стало немного полегче, появилась приятная атмосфера. Раньше это было нормально. Камерная музыка игралась в салонах, где люди пили или ели.

Сейчас все говорят: «Ой, молодые люди не слушают классическую музыку».

Я считаю, что музыка (неважно, какая) — это всё время вещь прекрасная, которая даёт ощущение праздника. Каждый концерт, который я играю, для меня — праздник. Надеюсь, что и для оркестра, и для публики. Это не значит, что я не уважаю других музыкантов, которые делают по-другому. На самом деле я тоже очень серьёзный музыкант, но могу и смешные вещи делать: я ещё и серьёзный комедиант. Мне очень нравится комбинировать разные жанры, разные типы театральности.

Как не переборщить с юмором и не сделать так, чтоб вышло пошло?

Это всё — вопрос вкуса. Но я считаю, что если ты как музыкант действительно любишь музыку и это показываешь публике, тогда понятно, что ты не издеваешься над музыкой, а смеёшься с её помощью. Поэтому в концерте я пробую делать разные типы музыки и разные типы юмора. Для меня в последнее время очень важна сцена: как всё выглядит, как себя ведут музыканты. И из-за этого танец тоже очень важен в моих программах. В этот раз я пригласил молодую, но ужасно талантливую танцовщицу Манахо Шимокава, она японка, но училась в Австрии. Хотя она танцует в стиле contemporary, я называю её «танцовщица-хамелеон». Так же, как я в музыке, она любит танцевать в разных стилях и комбинировать их. Я думаю, это было интересно увидеть публике в Сибири: какие разные возможности есть в танце.

Много ли места в ваших выступлениях занимает импровизация?

Мы очень много репетируем, но в то же время импровизация важна, хотя это импровизация в значительных рамках. Для Манахо импровизация — это самая нормальная вещь. Из-за этого каждый вечер она всё делает немного по-другому. Но она должна точно знать, в какой момент где должна стоять, когда ей нужно пойти в публику. Для меня и для Манахо важно иметь свободу и импровизировать. Мы это делали в Вене и делаем здесь: просим публику, чтобы они дали нам тему — музыкальную или из жизни — и делаем импровизацию на скрипке и с танцем.

Нам важно, чтобы публика почувствовала себя частью программы: она должна и танцевать, и хлопать, и мы с ней даже будем делать физкультуру. Когда публика слишком долго сидит — это не так полезно для спины. Мы считаем, что можно и посмеяться, и подвигаться в зале. Каждый концерт должен быть чем-то особенным для нас, музыкантов, и для публики.

Как зрители реагируют на такое? Они же явно привыкли к другому.

Если человек получает что-то, к чему не привык — это приятная вещь. Мы живем в этой жизни не так уж много лет: кто-то побольше, кто-то поменьше. И если мы будем делать только вещи, к которым привыкли, для чего мы тогда живём? Зачем тогда идти на концерт? Чтобы поспать немножко? Для этого можно остаться дома и послушать записи. В моих концертах времени, чтобы поспать, не будет.

Вы не только музыкант, но и успешный композитор. В какой момент вы перешли от исполнения чужих произведений к написанию своих?

Мое первое произведение, изданное на Universal Edition, я написал в 14 лет. Я всю жизнь пишу, моя музыка — это полистилистика. Я люблю разные стили, на каждых гастролях я встречаю музыкантов из этой страны, слушаю их музыку и учусь ей. То же самое с танцами. В этот раз мне очень приятно работать с Андреем Кугаевским [домрист, профессор Новосибирской государственной консерватории им. Глинки — прим. Сиб.фм], который так прекрасно играет на русских национальных инструментах. Я хочу побольше узнать о русской культуре, и в этот раз вместе с Манахо мы хотим встретиться с исполнителями русского народного танца, чтобы научиться и привнести в свою программу русскую культуру, которую не знают в других местах и в других странах.

Что важнее всего в хорошей музыке: композитор, мастерство исполнения или то, как это всё в итоге выглядит?

После того как композитор написал музыку, она ему уже не принадлежит. Без исполнителя это просто какие-то ноты на бумажке. Как композитор я много раз видел, что я сам необязательно лучше других знаю, как играть мою музыку. Это потому что представление в голове очень отличается от жизни. Исполнитель должен перевести эти ноты, они ничего не значат без музыканта и без публики. То, как всё выглядит на сцене, тоже важно. Даже не то, как выглядит, а этот контакт, энергия, которую даёшь и получаешь от публики. Об этой вещи люди думают слишком мало. Это огромнейшая энергия, которая ходит в обе стороны. Очень важно взять публику с собой, потому что она хочет пройти с тобой этот путь. Многие исполнители думают, что всегда нужно иметь дистанцию со зрителем, а я считаю, что нужно взять его с собой. Конечно, этому помогают и свет, и декорации.

Влияет ли на вас место выступления? То, что вы делаете на сцене, например, в Карнеги-холле, будет отличаться от того, что увидят зрители в Новосибирске?

Конечно, каждый зал имеет свою историю и свою атмосферу. Это не значит, что нужно менять целую программу, но я это учитываю. В Карнеги-холле я думаю, нужно сыграть эту пьесу, потому что там она звучит и подходит. В вашем прекрасном зале филармонии я играл два года назад, и уже тогда продумал программу, которую привёз сейчас. С самого начала я думал о том, что именно здесь будет звучать и выглядеть хорошо.

В любой публике есть много похожего: все любят слушать музыку, и смеяться всюду любят. Но есть другая атмосфера, это очень трудно сказать словами, это на уровне чувств. Я очень чувствую публику. Иногда она бывает потруднее, но если зрители хорошие и тёплые, даже если ты устал с дороги, ты открываешь глаза, и тебе дают такую прекрасную огромную энергию, что чувствуешь себя, как будто тебе десять лет.

Есть ли что-то в музыке и творчестве, что вы ещё не делали, но очень хотели бы попробовать?

Я хотел бы побольше научиться фламенко. В июне мы с Манахо поедем в Севилью, чтобы научиться ему у настоящих профессионалов. Также меня очень интересует русский фольклор. У меня есть заказ написать произведение «Свита русских танцев» для квартета саксофонов с роялем. Из-за этого я сейчас начинаю изучать разные типы русских танцев и музыки.

Как активный пользователь соцсетей вы можете объяснить, почему ваши видео на YouTube набирают миллионы просмотров?

Социальные сети помогают: можно налаживать контакты с музыкантами во всём мире. YouTube сейчас — это тоже важное место для работы, чтобы показать себя и свои возможности. Многих музыкантов, с которыми я работал, я нашёл на YouTube, и меня так находили.

Количество просмотров сложно спрогнозировать.

Очень трудно отследить динамику, почему люди смотрят твои видео, и как-то это спланировать. Просмотры — это не самое полезное. Очень важно делать вещи, которые ты любишь, и стремиться, чтобы они были хорошего качества.

Вы приезжаете в Новосибирск в третий раз. Это стечение обстоятельств или чем-то он вам приглянулся?

Мой дедушка из Сибири, тут есть моя кровь. И как-то так получилось: я увидел, что люди здесь очень приятные и тёплые. Иногда, когда я еду на гастроли в Москву или в Питер, где я родился, вижу, что люди там более строгие. А тут я чувствую, что меня ждут с распростёртыми объятиями.

Маргарита Решетинская, Сиб.фм

Партнеры

Кинотеатр "Победа"
Группа компаний "Новоконстрой"
ВТБ24
Чашка кофе
Балкан гриль
Московская биржа
Favorit cheese
Формажжио
Рестораны Дениса Иванова-1
Amour (цветочный магазин)
Прима линия
Хилтон Новосибирск
Клиника Елены Соловьёвой
Шашлыкофф
Дудник
Communications advertising group
AZIMUT Отель Сибирь
Компания «Восточный двор»
Аэродром «Мочище»
ОАО «Синар»
Альянс Франсез
ООО «ЗапСибИнтернешнл»
Ресторанный комплекс Bierhof
ООО «Байт»
Компания «Дизайнмастер»
Ресторация Город N
Реклама онлайн

Информационные партнеры

Музыкальное обозрение
Музыкальный журнал
Музыкальная жизнь
Музыкальный клондайк
СТС-МИР
Ретро фм
Тайга
Сибкрай
ОТС
Академия новостей
Афиша Новосибирска
Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
СТИЛЬ журнал
Аргументы и факты