Технология харизмы от Владимира Чекасина

10 декабря 2013
Музыкальная программа X Рождественского фестиваля искусств в этом году весьма представительна и разнообразна. Кроме респектабельной классики, нашлось место и для парочки джазовых концертов. Знаменитый джазовый скрипач Жан-Люк Понти сыграл 5 декабря несколько своих вещей с пианистом Вильямом Лекомтом и Новосибирским академическим симфоническим оркестром под управлением Эйюба Кулиева. Красиво, академично, изысканно. Может быть, даже слишком – от джаза всегда хочется не только виртуозной техники, но чего-то живого, горячего и неподдельного. Того самого пресловутого драйва.

Почувствовать в полной мере атмосферу джазового братства удалось тем, кто накануне выбрался на концерт Владимира Чекасина – его хорошо помнят завсегдатаи джазовых фестивалей в Новосибирске и поклонники фильма «Такси-блюз», для которого он сочинил музыку. Чекасин сегодня – признанный патриарх, автор театральной и киномузыки, педагог и участник множества разноплановых проектов. На его счету около 60 альбомов, гастроли и выступления на крупнейших фестивалях Европы, США, Канады, и.т.д.

В сюите «Скромное исследование извечных состояний Художника», которую Владимир Чекасин представил сибирякам 4 декабря, прозвучали, по его собственному определению, диверсии в классику и «нестандартные стандарты». Неугомонному Чекасину подыграл известный литовский барабанщик Арвидас Иоффе и наш любимый Биг-бэнд Владимира Толкачева. Получилось весьма содержательно, и в то же время по-настоящему драйвово. Такая музыка просто необходима, чтобы обжить и разогреть новенький, с иголочки, ГКЦ им. А.М. Каца.

Накануне концерта Владимир Чекасин побеседовал с корреспондентом «КС» Анной Огородниковой. 

Владимир, в музыкальной школе вы начинали играть на фортепиано, потом сменили еще пару инструментов, и в конце концов выбрали саксофон. Почему? 

— Я играю на язычковых и клавишных инструментах. Как-то играю (улыбается). В саксофоне меня привлекает степень выразительности и динамика, которые выше, чем у других инструментов. 

Почему из родного Свердловска вы на долгие годы перебрались в Вильнюс? 

— Из творческих соображений. Познакомился с участниками будущего трио Ганелин-Чекасин-Тарасов, тогда и уехал. С тех пор особой связи со Свердловском-Екатеринбургом у меня нет. Этим летом случайно был там проездом, дал небольшой концертик для своих и довольно продолжительное интервью для местной радиостанции. 

Почему распалось знаменитое трио Ганелин-Чекасин-Тарасов? 

— По механическим причинам: когда Вячеслав Ганелин уехал в Израиль, стало невозможно коммуницировать. Мы иногда собирались, играли вместе, но от организаторов концертов это требовало серьезных финансовых вложений. Владимира Тарасова, который живет в Москве, тоже редко вижу, у него свои проекты. Иногда пересекаемся в каком-то городе внезапно: «О, как приятно тебя видеть!». Но это бывает нечасто. 

Где вы любите бывать, играть? 

— Часто бываю в Европе. Особенно в 1990-х и 2000-х годах постоянно существовал между Германией, Вильнюсом и Москвой, где в течение десяти лет регулярно делал представления в концертном зале ЦДХ (Центрального дома художника). Теперь все меньше времени остается на менеджмент. Если говорить о европейских и американских музыкантах одного уровня квалификации, то играть с европейцами гораздо лучше: у них более гибкое и широкое понимание музыки. На вашем фестивале выступил Жан-Люк Понти, яркий пример европейского музыканта, который существует на очень высоком уровне мышления и умеет играть все, что существует на свете. 

Ваша музыка, порой довольно сложная, всегда звучит удивительно живо. В чем секрет? 

— Настоящий, классический джаз организован по принципу куплетной формы, а у нас есть своя концепция, которая дает гораздо большие возможности драматургического наполнения и сочетания контрастных частей. Суть в том, что принципы организации взяты из симфонической музыки, а языковое наполнение может быть самое разное: роковое, джазовое, симфоническое, может прийти из XII, XVI, XVIII или XX века. Эффект особой живости поддерживается тем, что при трансляции образа мы используем много компонентов. Возможно, за счет этого у слушателя возникают какие-то особые ощущения при восприятии. Хотя об этом люди в зале думают и не должны думать, это не их проблема. 

Вы известны как педагог, воспитавший целую плеяду отличных музыкантов. Продолжаете преподавание? 

— Оно у меня всегда было и продолжается сейчас. Веду такой специфический курс, который называется «сценическая практика». На самом деле в этом курсе есть все, что нужно человеку на сцене, чтобы привлечь к себе публику. На мой взгляд, качество трансляции образа зависит не только от технической стороны музыкального исполнительства. Мои ученики – и музыканты, и актеры, и танцоры. Как режиссер я периодически осуществляю театральные постановки, а также делаю постановочные проекты со своими студентами. И внутри каждого из них мы как раз занимаюсь тем, что точнее всего будет назвать технологией харизмы. Что такое харизма, знают все. Как стать ее обладателем – далеко не каждый. Как раз такой курс я веду. 

Харизма – это то, что нечасто встречается и очень ценится в бизнесе. 

— Иногда я даю небольшие мастер-классы для всех желающих, а не только для музыкантов. Участниками могут быть самые разные люди, в том числе из бизнеса, которым нужно что-то говорить перед аудиторией. Если человек знает, что говорить, то возникает вопрос, как это делать. Не у всех это умение есть от природы: бывает, что врожденные качества составляют 20%, а на остальные 80% необходимо информировать и развивать. При желании каждый может достичь своего пика. 

Сколько природных процентов в вашем умении виртуозно владеть залом? 

— Думаю, не очень много. В основном анализируешь стратегии поведения, думаешь, какой прием лучше применить. Речь идет не о внешних приемах – все происходит внутри тела. Важна концентрация на внутренних ощущениях, так как наши энергетические возможности заложены в сексуальной сфере. Каким образом работать с этими ощущениями, как их сублимировать – это особая технология, включающая определенные дыхательные упражнения и мышечно-энергетические активизации. 

Все так непросто? 

— Чтобы профессионально овладеть моей системой, нужно от 10 до 15 лет. Чудес не бывает. 

Вам лично этот опыт дает силы и бодрость? 

— Можно сказать, только на этом и держусь. 

Ваши ученики и коллеги говорят, что вы непредсказуемый человек и в то же время безукоризненно собранный музыкант. Где границы? 

— Для меня это неразделимо. Чем бы мы ни занимались, мы в любом случае определенным образом транслируем свои ощущения. В каждом конкретном случае для этого нужен определенный инструментарий, которым мы и пользуемся. Может быть, чисто музыкальный, может быть – что-то другое. 

То есть вся личность становится инструментом? 

— В общем да, что-то в этом духе. 

А что вы хотите получить от зрителя? Что с ним должно произойти? 

— Ничего не хочу. Мы выходим на сцену, происходит общение определенного типа. А дальше – кому что надо, тот то и возьмет. А если не надо – просто уйдет. Вот и все. *** ИЗ ЗРИТЕЛЬСКОГО ЗАЛА Елена Парфенова, финансовый консультант компании MetLife На концерт собралась экспромтом – пригласила знакомая. Он стал для меня неожиданным приятным сюрпризом. Во-первых, с удовольствием впервые побывала в новом Государственном концертном зале им. А.М. Каца: впечатлена его масштабом, размерами зала, холлов, гардеробных, окон. Если говорить о самом концерте, то главные герои порадовали: и Владимир Чекасин, и Владимир Толкачев, и ударник Арвидас Иоффе так зажигали! Видимо, большой опыт не мешает, а только помогает джазовым музыкантам. Очень понравилось взаимопонимание на сцене, как все чувствуют партнера, плавно передавая друг другу эстафету. Отличный вечер. Анна Огородникова, ksonline.ru

Партнеры

Группа компаний "Новоконстрой"
ВТБ24
Чашка кофе
Балкан гриль
Московская биржа
Favorit cheese
Формажжио
Рестораны Дениса Иванова-1
AZIMUT Отель Сибирь
Компания «Восточный двор»
Аэродром «Мочище»
ОАО «Синар»
Альянс Франсез
ООО «ЗапСибИнтернешнл»
Ресторанный комплекс Bierhof
ООО «Байт»
Компания «Дизайнмастер»
Ресторация Город N
Реклама онлайн

Информационные партнеры

Музыкальное обозрение
Музыкальный журнал
Музыкальная жизнь
Музыкальный клондайк
СТС-МИР
Ретро фм
Тайга
Сибкрай
ОТС
Академия новостей
Афиша Новосибирска
Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
ВС-TV.ru
Аргументы и факты