Вадим Репин: «Фестиваль стал для меня делом чести»

2 февраля 2015
Транссибирский арт-фестиваль стал одним из ярчайших событий музыкальной жизни региона – может быть, не менее значимым для развития культуры, чем в свое время был Транссиб. Этой весной, с 22 марта по 5 апреля, мы встречаем фестиваль во второй раз, и встреча обещает быть яркой и насыщенной. О программе музыкального путешествия, на сей раз посвященного 175-летию со дня рождения великого Чайковского, в интервью «КС» рассказал его художественный руководитель, выдающийся скрипач Вадим Репин.

Вадим, какое у вас настроение накануне второго фестиваля?

─ Настроение прекрасное. В последний месяц у меня не было концертов, удалось побыть дома и уделить достаточно времени подготовке фестиваля. Все знают, какая ситуация сегодня сложилась, и как тяжело нам всем. Но фестиваль должен жить, поэтому мы стараемся находить новые выходы и варианты.

Насколько легко было найти взаимопонимание с зарубежными звездами в нынешней политической ситуации?

─ Мы не думаем о политике – для нас гораздо важнее курсы валют. Бюджет фестиваля формируется в рублях, а контракты с зарубежными исполнителями заключается в валюте. Тем не менее, музыканты всего мира сегодня очень сплочены и открыты к сотрудничеству.

Будем надеяться, что светлые силы искусства помогут преодолеть все сложности. Программа второго фестиваля обширна и разнообразна, какие остановки в этом большом путешествии вам особенно важны?

─ Афиша разнообразная и многожанровая, это один из наших принципов. Например, для меня важно наличие в программе не только симфонической, но и камерной музыки, в том числе поистине гениальных и редко исполняемых сочинений. Детская программа на этот раз будет развернутой, пройдет два концерта, и один из них – с участием легендарного Захара Брона и нескольких поколений его учеников, включая самых молодых. Впервые я услышал их игру в Швейцарии, где недавно был с мастер-классами: некоторые вещи они играют так, что в это трудно поверить. В статусе почетного гостя на фестиваль приедет музыкант-легенда, 93-летний Иври Гитлис, который полон творческих сил и прекраснейшим образом играет на инструменте. Почувствовать энергетику такой личности, мне кажется, уже уникальное впечатление. Будет в программе и гостевой оркестр из Екатеринбурга под управлением Дмитрия Лисса, с которым нас связывают долгие отношения, мы друзья на сцене и за сценой. Уральский академический филармонический оркестр – замечательный коллектив, и один из его концертов состоится с участием знаменитого пианиста Рудольфа Бухбиндера. Это ярчайший представитель австрийской фортепианной школы, руководитель Зальцбургского фестиваля, одного из красивейших на этой планете. Создавая Транссибирский фестиваль, я во многом следовал его концепту программирования. Помню, когда много лет назад он приглашал меня на свой фестиваль, разговор был коротким: «Приезжай и сыграй то, что сегодня является твоим коньком». Мне кажется, это замечательный подход: музыканты с удвоенной радостью играют те произведения, в исполнении которых чувствуют себя героями дня.

То есть вы сами приглашаете исполнителей, но даете им возможность выбрать произведения?

─ Да, это действительно так для основной части программы. Кроме того, у нас есть разные концепты. Например, самостоятельный формат детского проекта или особый проект «Урал-Обь», в рамках которого оркестр из Екатеринбурга проедется по нескольким городам Транссиба. Камерный концерт программно основан на моих пожеланиях: мне очень хотелось исполнить уникальный Фортепианный квинтет Танеева, которому мы подобрали достойное обрамление. Надеюсь, публика оценит наши усилия по достоинству.

Какие концерты вы считаете приманкой для меломанов, а что готовы рекомендовать широкой публике?

─ Все зависит от вкусов наших слушателей. На мой взгляд, концерт с участием Захара Брона должен стать одной из вершин фестиваля. Закрытие будет замечательным: мы пригласили руководить оркестром главного дирижера Лондонского королевского филармонического оркестра Шарля Дютуа, вместе с ним на сцену выйдет выдающийся виолончелист Александр Князев, чтобы исполнить одно из самых гениальных симфонических произведений, Двойной концерт Брамса для скрипки и виолончели с оркестром. На открытие приедут три феноменальных певца мирового класса: Анна Самуил, Зоряна Кушплер, Дмитрий Попов. Проходных концертов я стараюсь избежать – каждый номер в афише должен быть конфеткой.

Один из ваших принципов – мировая премьера в афише. Что будет исполнено на этот раз?

─ На первом фестивале прозвучал концерт «Голоса скрипки» Беньямина Юсупрова, с которым мы чрезвычайно успешно выступили также в Париже, и который в этом году планируем сыграть в Берлине и на Корсике. В этом году мы представим публике Концерт для скрипки с оркестром №3 «De Profundis» Леры Ауэрбах. Можно сказать, что это результат пятилетней работы: впервые мы заговорили с Лерой на тему скрипичного концерта пять лет назад, и буквально на этой неделе я должен получить первый вариант скрипичной партии. Я крайне признателен Лере, которая нашла время и возможность для сотрудничества, ведь сегодня ее имя гремит в Европе: она пишет для лучших оркестров, театров и фестивалей, например, ей заказывают музыку Венская опера и Джон Ноймайер из Гамбургского оперного театра. Ее график расписан на несколько лет вперед. Если говорить о ее музыке, то могу вас уверить – она замечательная. Новосибирцам представится редкая возможность познакомится с творчеством композитора, что называется, с чисто листа, и я не хочу предварять это знакомство длинными комментариями. Уверен, что произведение будет логичным, чувственным и романтичным. Я его очень жду.

Будут ли в этом году эксперименты в области балета и кино?

─ Жанровое разнообразие по-прежнему остается одним из наших принципов. Фестиваль откроется концертом, посвященным Чайковскому, где будут исполнены малоизвестные арии из не так часто исполняемых опер Петра Ильича. Я тоже поддержу этот заход на территорию оперы, сыграю кое-что из одной оперы Чайковского, но пусть ее название станет для вас сюрпризом. Что касается балета, то частью фестиваля станет премьера «Спящей красавицы» в Новосибирском театре оперы и балета, в которой на сцену выйдет Светлана Захарова. Это совместный проект нашего фестиваля с Новосибирским театром оперы и балета, и мы очень благодарны за взаимопонимание, желание вместе сделать программу фестиваля более значимой и интересной. Тема оперы тоже будет иметь свое продолжение – мы начнем фестиваль с исполнения оперных арий на филармонической сцене, а вот инструментальное гала в честь Чайковского прозвучит со сцены оперного театра в исполнении симфонического оркестра НГАТОиБ. Оркестры лучших театров мира – на ум приходит Венская опера, Большой и Мариинка – едва ли не половину сезона играют симфонические концерты. Это означает, что музыканты поднимаются из оркестровой ямы на сцену и становятся главным действующим лицом. Мне кажется, будет замечательно, когда оркестр нашего оперного театра предстанет в составе фестивальной программы в роли виртуоза симфонической музыки. На закрытии фестиваля сыграет Новосибирский академический симфонический оркестр, который после опыта прошлого фестиваля я считаю одним из лучших коллективов если не планеты, то континента.

Музыка Чайковского для вас актуальна, или это скорее дань юбилейной дате?

─ Чайковский – абсолютный гений, его музыка никогда не потеряет актуальности, не утратит почтения, любви и восторга. Любое его произведение переполнено живым и эмоциями, которые делают нашу жизнь ярче.

Первый Транссибирский фестиваль многие запомнили по «Скрипкомании». Будет ли на сей раз в программе необычный концерт?

─ Формат «Скрипкомании» был опробован мной еще до Транссибирского фестиваля – Алексей Игудесман был режиссером концерта в Вербье, посвященного моему сорокалетию. В этом году мы решили показать действительно народную музыку другим способом. Народная музыка и скрипка – это, конечно, цыгане, Венгрия и Румыния. Йожеф Лендвай, на мой взгляд, превосходно владеет этим репертуаром, к тому же концерт в Новосибирске станет первым и для него, и для нашей публики. «Транссибирский табор» не обойдется и без виртуозного дуэта Андрея Романова и Андрея Кугаевского. Думаю, это направление стоит развивать, и надеюсь, что у музыкантов в рамках этого концерта получится интересный фьюжн. Безусловно, я тоже не останусь в стороне – слушать такую музыку, спокойно стоя за кулисами, просто мучение. Устоять будет невозможно, хотя я и не в афише.

Закрытие – еще один знаковый момент фестиваля. Насколько я понимаю, Валерия Гергиева как «прогульщика» на сей раз решили не звать?

─ Важный момент: у меня не было и не осталось никаких негативных чувств по отношению к маэстро, потому что я реально понимаю, что значит оказаться в такой сложной ситуации, и, слава богу, что не мне пришлось делать этот выбор. Поэтому его участие или неучастие в этом году никак не связано с финалом первого фестиваля. В этом году предпасхальный период у Гергиева расписан не просто по дням, а по часам, у него просто физически нет времени. К тому же в прошлом году маэстро все-таки побывал в Новосибирске. Мы поговорили, и может быть, в 2016 году что-нибудь получится. Мы решили, что в этом году постараемся пригласить других музыкантов.

Почему ваш выбор пал именно на именно Шарля Дютуа?

─ Мы признательны маэстро Дютуа, принявшему наше приглашение. Представьте себе, что значит для человека, который живет то в Сингапуре, то в Америке, приехать в Новосибирск на один день. Это очень сложно. Именно поэтому мы стараемся сделать наш фестиваль глобальным, ведь в таком случает он будет более интересен для выдающихся зарубежных артистов, особенно если мы сможет предлагать им три-четыре концерта. Чтобы провести четыре дня в самолетах ради одного выхода на сцену, нужен не только артистический интерес, но и какой-то человеческий авантюризм. Поэтому я очень благодарен Шарлю Дютуа, который своим авторитетом и талантом поддерживает наш фестиваль. Так же как и Леонарду Слаткину, который прилетит к нам по пути из Японии в Америку. С этим замечательным дирижером нас связывает многолетняя дружба на сцене. Замечательно, что по-настоящему дружеские отношения становятся определяющими. Это относится и к Жан-Иву Тибоде, который приедет на пару концертов. Действительно получается очень красиво: кроме выступления в Новосибирске мы с ним сможем представить наш фестиваль в Москве, в зале Новой филармонии с оркестром Дмитрия Юровского. Это – еще один пример географического расширения фестиваля. Одного взгляда на программу достаточно, чтобы понять – мы не хотим повторяться. Надеюсь, что с каждым годом фестиваль будет расти и развиваться.

Уже сейчас понятно, что Транссибирский фестиваль дал городу новые имена, новую волну интереса к музыке, привлек внимание музыкальной общественности. Что дал фестиваль вам, кроме огромных забот?

─ Хлопот действительно огромное количество. До того, как запрыгнуть в этот поезд, я даже не осознавал, насколько сложным будет путешествие. Но уже сейчас оно превратилось в нечто очень дорогое моему сердцу, в какой-то мере стало делом чести. Транссибирский фестиваль – проект, которым я живу весь год. Не проходит и дня без встреч, переговоров, размышлений. Моя жизнь изменилась. Например, в тот месяц, что был свободен от концентров, я каждый день несколько часов посвящал этому проекту. Подготовка фестиваля – серьезная, кропотливая работа, требующая полной самоотдачи. Но это мой стиль работы, точно так же складываются мои отношения со скрипкой и музыкой вообще. Иначе ничего невозможно добиться. Во многом такое отношение к профессии привито мне здесь, в Новосибирске.

Как складывается ваше сотрудничество с новым губернатором?

─ Подготовка второго фестиваля идет в постоянном контакте с губернатором Владимиром Городецким, и, несмотря на тяжелую ситуацию, мы находим общий язык и взаимопонимание. Это такая же важная составляющая фестиваля, как его программа, дирекция, концертный зал, администрация филармонии, зрители. Каждый делает свое дело.

Вы стали чаще бывать в Новосибирске. Где любите пройтись, есть любимые места?

─ Теперь я регулярно бываю в Новосибирске, и в новом возрасте и новом качестве воспринимаю его совсем иначе, чем в детстве. Это другой масштаб, другое настроение. Например, мы с вами сидим в Пивоfactory, приятном месте вполне европейского уровня, и такие места отдыха тоже нужны горожанам. В целом культурный уровень города, для которого мы работаем, весьма высок, здесь множество приличных театров, есть кинотеатр «Победа», который за несколько лет стал настоящим культурным центром. Радует, что в городе есть люди, которые выбрали его местом своей деятельности, преданы ему и полны желанием изменить его к лучшему, отдают ему свою энергию и фантазию. И, конечно, каждый раз, бывая в Новосибирске, я полон положительных впечатлений, потому что когда я вижу лицо моей мамы, все остальное становится неважно. Все становится на свои места.
Анна Огородникова, ksonline.ru

Партнеры

Московская биржа
ВТБ24
Чашка кофе
Формажжио
Балкан гриль
Favorit cheese
Группа компаний "Новоконстрой"
AZIMUT Отель Сибирь
Компания «Восточный двор»
Аэродром «Мочище»
ОАО «Синар»
Альянс Франсез
Бюро №17
ООО «ЗапСибИнтернешнл»
Ресторанный комплекс Bierhof
ООО «Байт»
Компания «Дизайнмастер»
Ресторация Город N
Реклама онлайн

Информационные партнеры

Музыкальное обозрение
Музыкальный журнал
Музыкальная жизнь
Музыкальный клондайк
СТС-МИР
Ретро фм
Тайга
Сибкрай
ОТС
Академия новостей
Афиша Новосибирска
Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
ВС-TV.ru
Аргументы и факты