Вероника Джиоева: «Подслушать у музыки что-то»

12 ноября 2007
В филармонии состоялся вечер камерной музыки, который без всяких оговорок можно назвать блистательным. В первом отделении «Filarmonica»-квартет (художественный руководитель — Народный артист России Валерий Карчагин) исполнил квартет Эдварда Грига, во втором — прозвучала премьера вокального цикла Бориса Тищенко «Бег времени». Формальные точки пересечения у этих произведений отсутствуют, но их сблизил необычайный эмоциональный накал, явление пропастей жизни, которые в определенные моменты ощущает каждый художник.

Судьба и творчество Эдварда Грига всегда воспринимаются как нечто мирное и благополучное, его жизнь лишена авантюр и резких поворотов. Немалую роль в этой ситуации сыграла интровертность Грига, знаменитая скандинавская закрытость. Общепринято мнение, что вся музыка великого норвежского композитора сдержанно-поэтична, с едва заметными переливами сумрака и света. Поэтому так остро и неожиданно воспринимаются отклонения от привычного стиля.

Таким потрясением стал единственный Квартет композитора, созданный в 1878 году. За год до этого Григ потерял родителей, его мучила неопределенность отношений с женой, а самое главное он ощущал нестерпимое желание вырваться за пределы национальных влияний, тех неизменных норвежских интонаций, которые не давали ему пройти к чему-то большему и универсальному.

В основу квартета Григ положил мелодию своей песни на стихи Генрика Ибсена «Музыкант». Его сюжет посвящен творцу, который огромными усилиями становится мастером, но к своему ужасу обнаруживает, что на этом пути растратил и проиграл счастье. Ключевой стала фраза «Те песни-чары овладели навек душой моей больной».

Для Грига она воплощала суть его кризисного эмоционального состояния. Я чувствую, что это произведение таит в себе пробы крови моего сердца, в которой, надеюсь, будущее обнаружит нечто большее, чем просто капли, — писал композитор.
Неповторимость квартета связана с уникальным балансом совместного и сольного звучания. Возможность высказаться получил каждый инструмент, и каждое соло было необычайно рельефным. Тембровая индивидуальность музыкантов «Filarmonica»-квартета поистине удивительна. С другой стороны, во многих эпизодах квартет достигал почти оркестровой звучности во всем ее великолепии и страсти. Нам был предложен час интенсивнейшей внутренней жизни, постоянная смена чувств, сложнейшие комплексы ощущений, которые вели за собой, ни на минуту не давая расслабиться. Романтические порывы чередовались с меланхолией и эпизодами бесхитростного веселья. Поражала стремительность эмоциональных переключений, которая для адекватного восприятия требует продвинутого современного мышления.

Во втором отделении звучала музыка петербургского композитора Бориса Тищенко. В музыкальном училище ему посчастливилось учиться у Галины Уствольской, а его руководителем в аспирантуре был Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Тищенко называют ярким представителем шестидесятников в русской музыке. В целом его музыке повезло на достаточно доброжелательное отношение: исполнение его произведений не запрещали.

Стиль Тищенко впитал множество направлений от русского фольклора до восточной музыки, от мадригалов Монтеверди до серийной техники. Никогда ни у кого не вызвала сомнений и казалась очень естественной общность Тищенко и Шостаковича. Это и общие темы, и особый исповедальный тон выражения, конфликтность и опора на жанры бытовой музыки.

Вокальный цикл «Бег времени» был написан в 2003 году. В его основу легли шесть стихотворений Анны Ахматовой, а музыка воскрешает полузабытую экспрессию второй половины ХХ века. Из многогранной поэзии Ахматовой Борис Тищенко выбрал стихи, в которых перекрещивались нити ужаса, который «был бегом времени когда-то наречен» и мудрого успокоения «всего прочнее на земле печаль и долговечней царственное слово».

Из мира в его разнообразнейших деталях и оттенках (привольем пахнет дикий мед, пыль солнечным лучом, фиалкою девичий рот) проступала судьба и одиночество женщины в неразрывном сплетении-общении с Богом и смертью (Я завет твой, Господи, исполнила и на зов твой радостно ответила. На твоей земле я все запомнила и любимого нигде не встретила…), а затем судьба поэта и поэтов на все времена (Без палача и плахи поэту на земле не быть. Нам покаянные рубахи, нам со свечой стоять и выть).

Солировала в «Беге времени» петербургская певица Вероника Джиоева.

Ее оперный дебют состоялся в 2004 году в партии Мими (Богема Дж. Пуччини). В 2005 она закончила Санкт-Петербургскую консерваторию и получила Grand Prix конкурса Maria Callas (Афины). В Новосибирском театре оперы и балета Вероника Джиоева является приглашенной солисткой, и уже выступила в партии Графини (Свадьба Фигаро Моцарта).

Мы привыкли слышать удивительно красивый тембр Вероники Джиоевой в классическом репертуаре (от классических оперных партий до русских романсов). Но на этот раз певица продемонстрировала блестящее владение современным интонированием. Ей удалось решить две главные задачи: достичь четкого баланса между словом и музыкой и показать почти театральное переключение в разные эмоциональные состояния, двигаясь от неистовства к просветлению.

Струнный дуэт скрипки (Народный артист России Валерий Карчагин) и виолончели (Станислав Овчинников) звучал безупречно. Виртуозность и насыщенность инструментальных партий создавали альтернативу целому оркестру. Каждый номер предлагал свое взаимодействие голоса и инструментов то сочетание острой вокальной линии и звуковой атмосферы-ауры струнных, то равноправное столкновение трех индивидуальностей.

Новосибирская премьера цикла Бориса Тищенко создала ощущение неутраченной традиции высоких идей и эмоций, которая была свойственна русской музыке прошлых столетий. Благодаря Бегу времени эта нить протянулась уже в XXI век и это внушает робкую надежду на ее дальнейшее существование.
Влада Берестова, «Большой Новосибирск»

Партнеры

Группа компаний "Новоконстрой"
ВТБ24
Чашка кофе
Балкан гриль
Московская биржа
Favorit cheese
Формажжио
Рестораны Дениса Иванова-1
Amour (цветочный магазин)
Прима линия
Хилтон Новосибирск
Клиника Елены Соловьёвой
AZIMUT Отель Сибирь
Компания «Восточный двор»
Аэродром «Мочище»
ОАО «Синар»
Альянс Франсез
ООО «ЗапСибИнтернешнл»
Ресторанный комплекс Bierhof
ООО «Байт»
Компания «Дизайнмастер»
Ресторация Город N
Реклама онлайн

Информационные партнеры

Музыкальное обозрение
Музыкальный журнал
Кинотеатр "Победа"
Музыкальная жизнь
Музыкальный клондайк
СТС-МИР
Ретро фм
Тайга
Сибкрай
ОТС
Академия новостей
Афиша Новосибирска
Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
ВС-TV.ru
Аргументы и факты