Вся жизнь — игра. На домре

29 мая 2012
Солистка Русского академического оркестра Новосибирской филармонии Лариса Головина знает секрет заточки медиаторов

Виртуозный исполнитель, хороший товарищ, очаровательная женщина, интересный собеседник, прекрасная хозяйка, заботливая мама — все эти словосочетания, по мнению коллег по творческому цеху, очень точно характеризуют солистку Русского академического оркестра Новосибирской филармонии Ларису Головину. Ее стаж работы в коллективе более двадцати лет, она участвует во всех программах РАО, выступает с оркестром в качестве солистки и в дуэтах.

Первое свидание

Первое свидание студентки Барнаульского музыкального училища и Русского академического оркестра состоялось в конце 70-х годов, когда коллектив гастролировал по городам Сибири. Тогда Лариса даже представить себе не могла, что когда-то будет сидеть за первым пультом оркестра по левую руку от дирижера Владимира Гусева.

Вообще, о том, что Лариса станет профессиональным музыкантом, в семье говорили очень осторожно: нелегкая это доля, руку, например, повредил и все — прощай карьера. Хотя музыка в их доме звучала всегда: мама пела, папа играл на гармони, старшая сестра — на баяне. Может быть, поэтому младшую дочь отдали в музыкальную школу в класс домры, чтобы соблюсти семейные традиции игры на народных инструментах.

Еще в музыкальной школе Лариса сделала выбор в пользу музыки, а на последнем курсе музыкального училища, когда получила предложение поступить в Новосибирскую консерваторию на факультет народных инструментов, решение стать профессиональным музыкантом было принято окончательно.

Педагог Ларисы в НГК Георгий Мартьян к своим студентам относился как к коллегам по творчеству, он учил их самостоятельно мыслить, выражать эмоции, выбирать нужную трактовку для любого произведения. — Мы до сих пор общаемся, — вспоминает Лариса. — Он звонит из-за рубежа, интересуется делами в оркестре, успехами, бедами, заботами. Мне очень повезло в жизни, потому что у меня есть такой мудрый наставник.

Домра-подружка

На прослушивание в Русский академический оркестр Лариса пришла на четвертом курсе консерватории, сразу после летних каникул. Даже инструмент с собой не захватила, думала, что с ней просто побеседуют. Но ей дали в руки домру и сказали: «Играй». Без подготовки да еще на чужом инструменте Лариса исполнила все необходимые пассажи и была зачислена в коллектив.

Кстати, мастеровую домру Ларисе привезли из Москвы более тридцати лет назад. Как известно, хороший инструмент для музыканта — это 50 процентов успеха. Конечно, с годами домра потеряла первоначальный лоск и нуждалась в косметическом ремонте, но менять свою старую «подружку» на новую хозяйка не хотела. Главное, звучит домра по-прежнему прекрасно. — Многие наши музыканты берут для репетиций и на концерты оркестровые инструменты, но я играю только на своем инструменте и получаю от этого огромное удовольствие, — смеется Лариса.

Секрет заточки медиаторов

Перед концертом домристки частенько обращаются к Ларисе за помощью. Дело в том, что она знает секрет заточки медиаторов. После этой нехитрой на первый взгляд процедуры инструменты начинают звучать особенно выразительно. Для заточки используется наждачная бумага разной зернистости. Готовность фасок к использованию Лариса чувствует даже без инструмента — простым поглаживанием рукой. — На самом деле нет никакого секрета, — говорит Лариса. — Просто чувствительность пальцев.

По левую руку от дирижерской палочки

Когда Лариса пришла в оркестр, ее посадили за третий пульт, по левую руку от дирижера. Как известно, место за пультом для оркестранта — это своеобразная карьерная лестница: чем ближе к кромке сцены, тем лучше. «Дорога» до заветного первого пульта заняла у Ларисы несколько лет. Владимир Гусев в качестве творческой разминки устраивал для музыкантов технические зачеты: именно после очередного «экзамена» молодая исполнительница переместилась вперед — на второй пульт, а после декретного отпуска — на первый. Кстати, сын виртуозной домристки прекрасно играет на гитаре, а дочь поет в хоровой студии «Журавушка» и увлекается керамикой. — Заниматься любимым делом — это счастье, — говорит Лариса. — Оркестр — моя семья. Даже если что-то не ладится в жизни, приходишь на репетицию и все невзгоды остаются за порогом. Атмосфера в оркестре дружеская, располагающая к творчеству, открытости, во многом это заслуга нашего дирижера, «мозгового центра» и наставника Владимира Поликарповича Гусева. Даже в трудные для коллектива годы ни на минуту не допускала мысль о том, чтобы найти себе более «теплое» местечко. На днях коллективу исполнится 85 лет, хочу пожелать оркестру, то есть всем нам, счастья и новых творческих побед!
Ася Шумилова, Советская Сибирь

Партнеры

Группа компаний "Новоконстрой"
ВТБ24
Чашка кофе
Балкан гриль
Московская биржа
Favorit cheese
Формажжио
Рестораны Дениса Иванова-1
Amour (цветочный магазин)
Прима линия
Хилтон Новосибирск
Клиника Елены Соловьёвой
Шашлыкофф
Дудник
AZIMUT Отель Сибирь
Компания «Восточный двор»
Аэродром «Мочище»
ОАО «Синар»
Альянс Франсез
ООО «ЗапСибИнтернешнл»
Ресторанный комплекс Bierhof
ООО «Байт»
Компания «Дизайнмастер»
Ресторация Город N
Реклама онлайн

Информационные партнеры

Музыкальное обозрение
Музыкальный журнал
Кинотеатр "Победа"
Музыкальная жизнь
Музыкальный клондайк
СТС-МИР
Ретро фм
Тайга
Сибкрай
ОТС
Академия новостей
Афиша Новосибирска
Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
ВС-TV.ru
Аргументы и факты