Второй Транссибирский стартовал

30 марта 2015
Торжественный старт

Перед началом концерта были произнесены приличествующие случаю официальные речи. Приветствие президента Владимира Путина со сцены зачитала помощник полномочного представителя президента в СФО Любовь Бурда. Торжественные слова сказал и губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий. Но обратимся к музыке. Концерт был посвящен знаменательной дате — 175-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Приглашенными солистами стали сопрано Анна Самуил (Берлинская опера), меццо Елена Белкина (Венская опера) и тенор Дмитрий Попов (Мариинский театр).

Этот состав стал несколько неожиданным для внимательной части слушателей — первоначально в программе была заявлена Зоряна Кушплер из Венской оперы, но по состоянию здоровья она не смогла прибыть в Новосибирск. «Большое счастье, что в графике Елены Белкиной было несколько свободных дней, и она смогла быть с нами и украсить программу концерта-открытия», — отметил Вадим Репин. Вместе с заменой артистки произошли и незначительные изменения в программе концерта, впрочем, принцип остался тем же — весь вечер стал посвящением Чайковскому. Вполне в духе времени концерт начался с ура-патриотического «Славянского марша», написанного Петром Ильичом в сентябре 1876 года по просьбе дирекции Русского музыкального общества. Сочинение было посвящено борьбе славянских народов Балкан против Османского ига в связи с событиями русско-турецкой войны. Со сцены также звучали фрагменты опер «Иоланта», «Пиковая дама» и «Евгений Онегин».

Бравурный финал

Сам Вадим Репин в этот вечер тоже вышел на сцену. Он исполнил популярнейшую арию Ленского в обработке для скрипки Леопольда Ауэра, созданной специального для этого случая. Скрипка, звучание которой, по признанию Вадима Репина, каждый музыкант стремится максимально приблизить к человеческому голосу, на сей раз пела особенно выразительно, эмоционально и осмысленно. В первом отделении это произведение можно было услышать в традиционном вокальном исполнении Дмитрия Попова, так что следить за развитием темы было особенно интересно. Впрочем, Чайковский одинаково хорош и с голосом и без, торжественный и радостный, скорбный и сентиментальный.

Финальной точкой концерта стал неожиданный выход на бис. На смену Чайковскому зазвучала «Застольная» из «Травиаты» Верди, в которой голоса приглашенных солистов наконец-то слились в трио, а Вадим Репин как радушный хозяин вынес на сцену бокалы с шампанским. Яркий неформальный финал настроил зрителей на радостный лад, тем более что до окончания весеннего воскресного вечера еще осталось время — концерт начался в несколько непривычные 16 часов. Поклонники творчества великого Чайковского будут рады узнать, что в программе фестиваля также прозвучат и другие его сочинения: Пятая симфония, Первый струнный квартет, Третья сюита для оркестра.

Творческое разнообразие

В этом году сохраняется жанровое разнообразие фестиваля как один из его программных принципов: в афише есть симфоническая и камерная музыка, документальное кино, вокал, кроссовер и изобразительное искусство. Самым первым событием стал не вовсе концерт, а открытие художественной выставки в Государственном концертном зале им. Арнольда Каца. Юная Мария Кононова несмотря на свои 18 лет, уже выставлялась в Лондоне, Москве, Париже, Милане и других крупных городах. Вадим Репин отметил, что давно следит за ее развитием и творческими успехами, и всегда по-дружески поддерживает. Яркие, спонтанные, полные жизни работы Марии Кононовой Вадим Репин называет симфонией красок. В начале апреля выставка отправится в Красноярск.

На этой неделе также с успехом прошла премьера двух документальных фильмов на музыкальную тему. Вадим Репин и известный британский режиссер-документалист Джон Бридкат представили зрителям кинотеатра «Победа» картины «Магия и миф Караяна» и «Реквием — история жанра». Джон Бридкат поблагодарил сибиряков за внимание к своим работам и раскрыл некоторые секреты мастерства. В частности, отметил, что искусство документального фильма заключается в том, чтобы создать многослойное повествование, в котором что-то интересное для себя найдут и знатоки, и неофиты. Новым значительным направлением в программе фестиваля в этом году, по словам Олега Белого, стали мастер-классы. «Все наши гости, которым позволял график, согласились передать часть своего мастерства молодому поколению музыкантов. Мастер-классы и открытые репетиции проведут Вадим Репин, Константин Лифшиц, Лера Ауэрбах и другие музыканты», — отметил директор фестиваля.

Экономика культуры

В этом году крупнейший музыкальный форум региона, как и прежде, проходит при поддержке правительства и губернатора Новосибирской области. К сожалению, директор фестиваля Олег Белый пока отказался от комментариев по поводу бюджета и предложил вернуться к этому вопросу по окончании фестивального марафона. Впрочем, еще в феврале Вадим Репин в качестве сложности отметил необходимость заключения валютных контрактов с зарубежными исполнителями в ситуации нестабильности курса рубля.

Нам же остается радоваться тому, что обширная программа фестиваля не пострадала от непростой ситуации. Второй Транссибирский в Новосибирске продлится до 5 апреля и включит 15 концертов с участием таких звезд, как дирижеры Шарль Дютуа, Леонард Слаткин, Дмитрий Юровский, Гинтарас Ринкявичус, Дмитрий Лисс; скрипачи Вадим Репин, Акико Суванаи, Иври Гитлис, Захар Брон и его юные ученики — лауреаты международных конкурсов; пианисты Жан-Ив Тибоде, Рудольф Бухбиндер, Константин Лифшиц; альтист Максим Рысанов; виолончелисты Александр Князев и Александр Бузлов, а также коллективы: Квартет имени Бородина, Уральский академический филармонический оркестр, ансамбль Lendvay & Friends.

Фестиваль растет

И если качеством концертов нам по большей части еще только предстоит насладиться, то о количественном росте легко судить уже сейчас. Рассказывая о фестивальной арифметике, Олег Белый отметил: «Проект расширился значительно: если в прошлом году он прошел в трех городах, включил выступления четырех оркестров и объединил 200 участников, то теперь объединяет 600 участников, семь городов и 11 коллективов. При этом Транссибирский арт-фестиваль остается нашим совместным проектом с Новосибирской филармонией». Организаторы продолжают уделять значительное внимание освещению фестиваля в региональных, федеральных и международных СМИ — такая планомерная и систематическая работа с прессой может стать хорошей школой и для журналистов, и для организаторов культурных мероприятий в Новосибирске. Так, в этом году приглашено 15 представителей московской и международной прессы, а также запланирован совместный проект с радио «Орфей», предполагающий трансляции концертов в эфире российской радиостанции и последующую подготовку на основе этого материала серии передач для Европейской радиовещательной ассоциации с дальнейшей трансляцией в течение двух лет.

Планов громадье

Несмотря на то что география фестиваля уже в этом году расширилась (в музыкальном маршруте появились Красноярск, Омск и Москва), его смысловым центром по-прежнему остается Новосибирск. Рассказывая о перспективах, Вадим Репин отметил: «Мы продолжаем получать предложения из других стран. Уже на 2016 год я могу подтвердить включение в программу фестиваля Тель-Авива. В сотрудничестве с Израильским симфоническим оркестром под руководством Джеймса Джадда мы проведем пять концертов». По информации художественного руководителя арт-фестиваля, переговоры ведутся также с Японией, Англией и Швейцарией. Значительный международный интерес к фестивалю является следствием того резонанса, с которым прошел первый Транссибирский арт-фестиваль в прошлом году. Из зрительного зала

Елена Соловьева, директор стоматологической клиники «Новая улыбка»:

— Мне приятно, что на открытие фестиваля приехали реальные звезды. Например, Анну Самуил мне доводилось слушать как участницу Зальцбургского фестиваля в партии Татьяны из оперы «Евгений Онегин». Конечно, я в восторге от исполнения Дмитрия Попова, у него шикарный тембр. Знаете, совсем недавно я видела передачу о том, что вроде бы акустика зала требует доработки, но когда на сцену выходит оркестр высочайшего уровня и великолепные солисты, то и акустика прекрасная.

Ирина Диденко, президент Федерации парашютного спорта Новосибирской области:

— Пожалуй, особое впечатление на меня произвел «Славянский марш» Чайковского, которым открылся первый концерт Транссибирского фестиваля. Эта мощная, выразительная, торжественная музыка, на мой взгляд, очень созвучна патриотическим настроениям, которые сегодня сильны в нашем обществе. Слушая это произведение, я ощутила настоящее волнение и эмоциональный подъем.

Денис Иванов, ресторатор:

— Хорошо, что, несмотря на все финансовые трудности, второй Транссибирский фестиваль состоялся на высоком качественном уровне благодаря настойчивости и профессионализму команды Вадима Репина, в том числе директора фестиваля Олега Белого. Это масштабное культурное событие, значимое не только для Новосибирска, лишний раз подтверждает, как важно для города наличие современного концертного зала. В этом году мы традиционно поддерживаем фестиваль и надеемся, что он станет для города долгой и доброй традицией. Огромное спасибо Вадиму Репину, который не забывает родной город и привлекает в Новосибирск авторов и исполнителей мирового уровня.
Анна Огородникова, ksonline.ru

Партнеры

Московская биржа
ВТБ24
Чашка кофе
Формажжио
Балкан гриль
Favorit cheese
Группа компаний "Новоконстрой"
AZIMUT Отель Сибирь
Компания «Восточный двор»
Аэродром «Мочище»
ОАО «Синар»
Альянс Франсез
Бюро №17
ООО «ЗапСибИнтернешнл»
Ресторанный комплекс Bierhof
ООО «Байт»
Компания «Дизайнмастер»
Ресторация Город N
Реклама онлайн

Информационные партнеры

Музыкальное обозрение
Музыкальный журнал
Музыкальная жизнь
Музыкальный клондайк
СТС-МИР
Ретро фм
Тайга
Сибкрай
ОТС
Академия новостей
Афиша Новосибирска
Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
ВС-TV.ru
Аргументы и факты