Живая память о маэстро

18 февраля 2013
Документальный фильм «Арнольд Михайлович Кац. Помним» представила новосибирской публике режиссер Элла Давлетшина. В фильм включены архивные съемки, кинодокументы, фотографии, интервью, последние съемки маэстро. Об Арнольде Михайловиче Каце в кадре вспоминают Валерий Гергиев, Денис Мацуев, Захар Брон, Максим и Александр Венгеровы, Вадим Репин и Антон Бараховский.

Первый общественный показ прошел 12 февраля, 13 состоялся сеанс для широкой публики. Предполагалось, что он будет единственным. Но интерес к фильму о легендарном дирижере, основателе Новосибирского академического симфонического оркестра оказался настолько высок, что заставил внести изменения в афишу. На этой неделе «Победа» покажет фильм еще несколько раз, дни и время сеансов уточняются. Элла Давлетшина рассказала корреспонденту «КС» Анне Огородниковой о работе над картиной.

— Элла Хамзинична, когда вы решили сделать этот фильм?

— В девяностые мы много снимали Арнольда Михайловича: репетиции, концерты, уроки. Накопилось довольно много материалов, и к восьмидесятилетию дирижера мы смогли сделать фильм «Маэстро». Прошло время, и стало понятно, что многие фрагменты, которые не вошли в тот фильм, заслуживают внимания — на некоторые вещи я стала смотреть по-другому. Личное отношение важно. Когда я начинала эту работу, некоторые моменты были мне непонятны. Родители Бараховского как-то сказали мне: «Вы — отчаянная! По идее, чтобы снимать такой фильм, надо хотя бы музыкальное образование иметь». Я не музыкант, но на каком-то этапе поняла, что это абсолютно неважно. Важен профессионализм, важно собрать память. Я говорю так не случайно, потому что нужно было точно выстроить эпизоды, чтобы показать, насколько это была уникальная, огромная личность, насколько огромным было его влияние на город, на людей, на музыкантов, и как нам его не хватает. И если мы с помощью кино попадем опять в то время и просто проживем этот час вместе с Арнольдом Михайловичем, то в жизни нам будет немного светлее.

— Фильм очень строгий и лаконичный — ничего лишнего. Вы намеренно избегали нарочитых режиссерских приемов, можно сказать, ушли в тень?

— Арнольд Михайлович настолько эффектный человек, что достаточно было вовремя сообразить, что надо поставить камеру. И другой вопрос, чтобы он не выгнал. Снимать Арнольда Михайловича было довольно трудно, он не очень любил, когда шла съемка, — это мешает работать. Хотя он очень уважительно относился к любой другой творческой работе, такой же трудной, но доверие пришло не сразу. На каком-то этапе, и это произошло довольно быстро, он понял серьезность моих намерений, и отношение к съемкам совершенно изменилось. Просто стоять во время всего концерта на сцене — я не знаю, кому еще он мог это позволить. Были и другие интересные моменты, был длинный разговор о музыке дома у Арнольда Михайловича… Многие темы остались за кадром. Но главное — то, что происходит в кадре, а не за кадром. И потом, вы помните, что сказал Арнольд Михайлович: «Дирижирование — это магия. Дирижер — этот тот, кто «над», а не «в». Режиссер – тоже «над».

— Вам посчастливилось много общаться с таким уникальным человеком. Чему вы у него научились?

— Я не думала об этом во время работы. Режиссерская работа имеет свои особенности: ты поглощен задачами, которые перед тобой стоят. Но в последние дни перед выпуском этого фильма я вдруг ощутила, поняла природу жесткости, которая порой проявлялась у Арнольда Михайловича. Он все время чувствовал огромную, колоссальную ответственность, каждый раз, когда выходил на сцену с оркестром. На самом деле каждый раз результат непредсказуем, неизвестно, что получится. Помните, Вадим Репин рассказывал в кадре историю о том, как один из хороших европейских оркестров вдруг «развалился», и Арнольд Михайлович умудрился моментально собрать этот оркестр воедино. Возможно, я научилась у Арнольда Михайловича этой реакции, которая предполагает четкость и в определенной мере жесткость.

— Вы имеете в виду в первую очередь художественную жесткость, а не человеческую?

— Да, это относится к художественной стороне жизни. Это свойство очень пригодилось мне, чтобы собрать эпизоды, справиться с техническими сложностями соединения разных цифровых форматов, заметить лишнее и вырезать интересные сами по себе эпизоды, которые будут мешать или уводить в сторону зрительское внимание. Ведь это обманчивое впечатление, что зрителю было бы интересно смотреть что угодно про Арнольда Михайловича целый час подряд. И это было для меня уроком. Вообще, я столько у него прослушала дирижерских уроков, что я почти могу получить диплом — маэстро так пошутил однажды. Первые полгода нашего общения я многого не понимала, но осознавала абсолютно интуитивно, что это надо снимать. Настоящий разговор о музыке у нас получился только к концу съемок. Тогда появилось у Арнольда Михайловича ощущение, что о чем-то обязательно нужно сказать, бережно сохранить моменты и мысли. Я счастлива, что мне довелось столько времени провести рядом с этим человеком.

— Мы тоже рады, что такой фильм есть, он был нужен городу.

— Мы ставили задачу шире — фильм нужен не только городу. Новосибирцам не надо объяснять, кто такой Арнольд Михайлович Кац. Можно было бы и не лететь к Гергиеву, не ловить Дениса Мацуева и других знаменитых музыкантов. Но присутствие их в фильме раскрывает зрителям, не знавшим Арнольда Михайловича, его пассионарность, его влияние на поколение музыкантов в нашей стране и его место в мировом музыкальном сообществе. Мне хотелось показать истинный масштаб личности, чтобы он был понятен людям, никогда не жившим в Новосибирске, тем, кому не довелось слушать маэстро.

— Будет продолжение?

— Да, будет, но когда — не знаю. Планирую сделать телевизионный вариант — цикл из нескольких получасовых фильмов.

— Фильм хотят увидеть многие, одного сеанса явно недостаточно.

— Сейчас стало понятно, что надо сделать вечерний сеанс, и фильм будет показан еще несколько раз здесь, в кинотеатре «Победа». Сначала мы вообще не предполагали показов для широкой публики, планировался один общественный показ, и все. Потом кто-то сказал: «Зал будет полный, а как посмотреть другим?». Руководство «Победы», эти замечательные люди, пошли навстречу и выделили время для сеансов. Тем более что поклонники музыки уже привыкли ходить в этот кинотеатр на оперные показы. Во время показа люди начинают аплодировать оркестру, и это поразительно. Зрители пришли, и другие придут вспомнить об Арнольде Михайловиче Каце.

— Что еще хотелось бы снять?

— Ничего не хочется. Ничего. Хочется найти силы, деньги и возможности и оставшиеся архивы перевести в цифру, сделать полноценный телевизионный проект. В наших архивах есть уникальные записи: допустим, репетиция Шестой симфонии Чайковского и ее же концертное исполнение, репетиция и концерт «Реквиема», и так далее. Все это надо собрать и устроить тематические просмотры, дни Арнольда Михайловича. Я вижу, что зрители выходят из зала, и им хочется поделиться, рассказать друг другу о своих впечатлениях, поделиться воспоминаниями: что им сказал когда-то Арнольд Михайлович, как они побывали на том или ином концерте. Может быть, постепенно возникнет особый круг, общество поклонников Арнольда Михайловича.

— Вы снимали этот фильм по заказу государства?

— Прямого заказа не было, но работу над фильмом частично финансировало министерство культуры Новосибирской области, без этого я ничего не смогла бы сделать. Думаю, сотрудничество будет продолжаться, потому что по-другому просто не должно быть. Мы также благодарны за поддержку «Сибирскому Фонду современного искусства», Западно-Сибирской киностудии и всем, кто помогал в создании фильма. Имя Арнольда Михайловича открывает все двери и все сердца.

Беседовала Анна Огородникова, ksonline.ru

Партнеры

Кинотеатр "Победа"
Группа компаний "Новоконстрой"
ВТБ24
Чашка кофе
Балкан гриль
Московская биржа
Favorit cheese
Формажжио
Рестораны Дениса Иванова-1
Amour (цветочный магазин)
Прима линия
Хилтон Новосибирск
Клиника Елены Соловьёвой
Шашлыкофф
Дудник
Communications advertising group
AZIMUT Отель Сибирь
Компания «Восточный двор»
Аэродром «Мочище»
ОАО «Синар»
Альянс Франсез
ООО «ЗапСибИнтернешнл»
Ресторанный комплекс Bierhof
ООО «Байт»
Компания «Дизайнмастер»
Ресторация Город N
Реклама онлайн

Информационные партнеры

Музыкальное обозрение
Музыкальный журнал
Музыкальная жизнь
Музыкальный клондайк
СТС-МИР
Ретро фм
Тайга
Сибкрай
ОТС
Академия новостей
Афиша Новосибирска
Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
СТИЛЬ журнал
Аргументы и факты